Купить PDF-версию
10:34 | 19 марта, Вт
Махачкала
X

Дербент: был и остался

Вышла в свет вторая книга авторского проекта «Был такой город», посвященного городам и их историям, рассказанным горожанами о себе, родных, друзьях и недругах, о стране и эпохе. На этот раз в центре внимания – Дербент. Презентация книги, получившей название «Был такой Город. Дербент», прошла в Центре этнической культуры.

По словам автора проекта и составителя книги Светланы Анохиной, данное издание не итог работы, а лишь промежуточный этап, возможность оглянуться и охватить взглядом то, что уже сделано.

Работа над книгой длилась в общей сложности два года. Началась она еще в конце 2012-го, но шла медленно. В 2013-м вышла книга «Был такой город. Махачала». А летом прошлого года к проекту подключилась журналист Анна Гаджиева, и вместе со Светланой Анохиной они стали регулярно ездить в Дербент. Кроме того, появилась возможность платить еще и другим журналистам.

Как им удавалось разговорить людей? «Подходили к горожанам на улице и просили рассказать что-нибудь про город. Одни соглашались, другие убегали в страхе, – шутят авторы. – На самом деле по большей части дербентцы – очень открытые люди. Они рассказывали массу историй, которые, переплетаясь между собой, становились легендами. В процессе нашей работы происходили удивительные вещи: мы знакомили родственников, которые жили в одном городе, но не знали о существовании друг друга».

– Люди хотят рассказывать свои истории, просто их мало кто спрашивает. Жители Дербента нам интересны не тем, чего они достигли или какую должность они занимают, нам интересно, что они помнят о своем городе, о соседях, красивых девушках, живших рядом, – говорит соавтор книги журналист Анна Гаджиева.

gorod.jpg

Как признается Светлана Анохина, даже вся книга вместе взятая не передает того необычного очарования, которое скрывает в себе Дербент. В предисловии к изданию попытка передать это неуловимое ощущение: «В этой книге светятся окна домов и шумят улицы, по которым, если приглядеться, бегаем мы сами, еще совсем маленькие, а следом идут, взявшись за руки, наши молодые мама и папа… Это портрет целой эпохи, написанный штрихами куда более тонкими, чем крупные мазки исторической хроники».

– Почему решили отказаться от традиционных фотографий?

– На фотографиях не было того цвета, того Дербента, о котором я рассказывала. Он яркий, на грани кича, он не считается с «хорошим вкусом», он круто замешан, там цвета, бьющие в глаза, от которых воротят нос художники, но они живые, подлинные, единственно возможные. И тут я вспомнила про выставку художника BRO. На ней я увидела Махачкалу такой, что прям полюбила. Так что я скинула ему 88 фотографий и попросила их все обработать в этой манере. Но тут дизайнер книги Станислав Дидковский запротестовал. В общем мы договорились, что в книжку войдет лишь часть работ. До сих пор жалею, что не настояла.

Настоящее прошлое Дербента – это густое варево, в котором стоит ложка, и знакомство с ним только начато, говорят авторы книги. Есть официальная история Дербента, и она немного навязла в зубах. А есть то, что помнят многие дербентцы – про Черную Джейран, Шанда-магазин, сумасшедшего, который ходил по улицам и на все отвечал «Дай Бог», про кафе, прозванное в народе «Могила».

Кроме того, в планах найти в Махачкале место, например, кафе, где была бы обновляемая раз в месяц экспозиция фотографий из семейных архивов. Чтобы вернуть горожанам ощущение сопричастности истории.

Каждое из трех республиканских министерств помогало проекту по-своему: Минкультуры дало добро на выставку в Музее истории мировых культур и религий в Дербенте. Она очень помогла и вызвала большой интерес у самих дербентцев. В Миннаце мы выиграли конкурс на госзаказ. А Минпечати помогло не только финансово, но и все время приглашало нас на форумы в Пятигорск, Владикавказ, Сочи, чтобы мы могли там презентовать наш проект. Издание подготовлено в рамках реализации федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». В книгу вошло около 800 фотографий из личных архивов.

Статьи из «Дербенту - 2000 лет»