15:00 | 20 сентября, Чт

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Хамамы

Дербенту - 2000 лет
A- A+

Хамамы (бани) играли большую роль в мусульманском городе, являясь такой же неотъемлемой составной частью его общественной жизни, как мечети и базары. Помимо санитарно-гигиенических функций они служили местом сбора жителей мяхялля (квартала), где можно было обменяться новостями, отдохнуть, провести время.

Наряду с этим хамамы выполняли ряд функций, установленных мусульманину шариатом, который запрещает правоверному появление в мечети, совершение намаза, чтение Корана и т. д. без омовения. И если частичное или малое омовение (вузу) можно совершить в домашних условиях, то полное или большое омовение (гусл) совершалось только в хамаме.

При отдельных хамамах существовали специальные сооружения, предназначенные для спортивных упражнений, называемые зорхана.

«Баня – это праздник тела», – говорили на Востоке.

Характеризуя хамамы, академик И. А. Орбели писал: «…Бани на Кавказе, как и во всем Востоке, предмет особой заботы… Потому что баня служит не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия упавшего настроения, для отдыха, для встречи и дружеской беседы с приятелями, для встречи и разговора о купле, продаже, о торговой сделке и для показа мастерства в шахматах и нардах».

Сколько было хамамов за долгую историю города, неизвестно. Многочисленные средневековые письменные источники не упоминают о них, видимо, потому, что подобные сооружения для Востока были обычным, рядовым явлением.

По данным переписи строений, проведенной в 1824 году, в городе действовали 3 бани: Базар-хамамы или Гызлар-беги-хамамы (на 7 магале), Месджид-хамамы

(у Джума-мечети) и Кырхлар-хамамы (у ворот Кырхлар-капы).

Из описания древностей города, составленного по поручению военного коменданта Дербента одним из местных грамотеев в 1838 году, известно, что «…Бань четыре, и одна в цитадели, обращенная теперь в склад. Одна баня, принадлежащая Хаджи Мир-Зейнал-Абдину, конфискована у него за измену и обращена в каземат. Вторая баня на старом базаре (Гызлар-беги-хамамы), третья принадлежит Ага-беку (Кырхлар-хамамы). Четвертая баня около Джума-мечети (Месджид-хамамы)».

Позже были возведены Гызлар-хамамы (1905 г.) и Хаджи-Тагы-хамамы (1906 г.).

До наших дней дошли остатки шести хамамов: Хан-хамамы – в цитадели Нарын-кала; Базар-хамамы (Гызлар-беги-хамамы) – на древней базарной площади, расположенной на 8-м магале; Месджид-хамамы и Гызлар-хамамы (Девичья баня) – на 7 магале, у Джума-мечети; Кырхлар-хамамы – у ворот Кырхлар-капы; Хаджи-Тагы-хамамы – на 1-м магале у Тахта-базара.

В начале ХХ века действовали 4 бани: Месджид-хамамы, Гызлар-хамамы, Кырхлар-хамамы и Хаджи-Тагы-хамамы. В 50-х годах ХХ века действовали только две бани: Месджид-хамамы и Кырхлар-хамамы. Сегодня действует одна баня – Кырхлар-хамамы.

Все хамамы в архитектурно-планировочном решении представляют собой установившийся веками традиционный тип восточной (персидской, турецкой) средневековой бани. Они имеют единую объемно-пространственную композицию и отличаются только размерами и незначительными элементами планировки и конструкции. Это традиционные для Востока сводчато-купольные сооружения, на две трети заглубленные в землю и освещаемые через световые фонари в перекрытии.

Все здание бани перекрыто хорошо продуманной системой сводов и куполов, которые создают взаимосвязанную и уравновешенную конструкцию.

Стены и купола сооружения выложены из местного ракушечника. Полы застланы большими каменными плитами.

Разнятся хамамы только размерами (от 300 до 600 кв. м) и отдельными элементами архитектурных конструкций.

Бани состоят из двух отделений: холодного, предназначенного для раздевальни и называемого «чёль» или «байыр», и горячего, предназначенного для мытья и называемого «ичяри».

В бане устроена очень рациональная система нагрева воды и обогрева моечного отделения.

Внешне здания хамамов в строгом соответствии с архитектурными традициями средневекового Дербента не воспринимаются. Невысокие (1,5-2 м) глухие подпорные стены, выложенные по периметру сооружения, засыпаны слоем земли. Над выровненной поверхностью возвышаются световые фонари двух главных куполов холодной и горячей части. Очень скромно оформлен небольшой входной портал. Все архитектурное убранство сосредоточено во внутреннем интерьере, где все поражает своей удивительной пропорцией ансамбля и соразмерностью частей, простотой линий силуэта и величавостью сооружения.

«О художественном облике дербентских бань, — пишет профессор С. О. Хан-Магомедов, – нельзя составить даже отдаленного представления, не побывав в их интерьере…Верхнее освещение (через отверстия в сводах и куполах) четко выявляет общую пространственную структуру всех помещений. Соотношение света и теней создает здесь особое впечатление пространства…Купола, своды, арки, арочные ниши в совокупности образуют как бы сложное единое пространство, размеры которого зрительно кажутся больше благодаря верхнему освещению. Своды и купола не только не давят, но как бы парят, создавая ощущение пространственного, полного света и воздуха величественного интерьера».

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Дербенту - 2000 лет»