13:00 | 16 августа, Чт

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Святой король Тцумтцума

Дербенту - 2000 лет
A- A+

На южном мусульманском кладбище среди огромного числа стел-надгробий выделяется группа из пяти сундукообразных надгробий, из которых только два сохранились более или менее полностью. И только на одном из них сохранилась арабская надпись, сделанная древним почерком куфи. Это захоронение Джум-Джум. Многие европейские авторы (А.Олеарий, 1637 г.; Ян Стрейс, 1670 г., и др.) сообщают об этом захоронении как о мусульманском святилище.

Местная легенда рассказывает, что, когда в этот край пришел любимец Аллаха пророк Исса (арабизированное имя Иисуса Христа), он увидел валяющийся в придорожной пыли человеческий череп. У пророка появилось желание узнать о владельце этого черепа, и он, сотворив молитву, попросил Всевышнего оживить его владельца и дать возможность поговорить с ним.

Аллах услышал молитву своего пророка и оживил того, кому когда-то принадлежал череп.

Из разговора с ним Исса узнал, что зовут его Джум-Джуме и он когда-то был царем этой богатой земли. В свою очередь Джум-Джуме, узнав, что перед ним пророк Аллаха Исса, выразил желание принять его веру и вновь умереть. На уговоры Иссы жить и радоваться на земле Джум-Джуме ответил, что надо быть глупцом, чтобы променять вечное блаженство божьего царства на земную суету.

Легенда завершается словами: «Дербентцы, узнав об этом, с великими почестями похоронили Джум-Джуме. И стал он их заступником у трона Аллаха. И каждый, кто с чистым сердцем и светлыми помыслами приходит к его святой могиле, всегда получает радость исполнения своих желаний».

О древности этой легенды свидетельствует пересказ Адамом Олеарием услышанного им в Дербенте в 1637 году предания о Джум-Джуме в стихотворной форме такого же содержания.

В легенде, приложенной к плану Дербента 1730 года, также упоминается святой король Тцумтцума, о котором жители рассказывали, что «…в те времена, когда Христос ходил по земле, он зашел в эти края, пробудил Тцумтцуму из мертвых и говорил с ним. Затем Тцумтцума вновь умер и похоронен в этом месте. Могила украшена высеченной из камня короной, тут же посажено тутовое дерево».

Об этой легенде известный азербайджанский историк А. Бакиханов в 1841 году писал, что о Джум-Джуме «…в незавидных стихах на персидском языке от неизвестного писателя говорится, что Иисус Христос, увидев однажды гнилой человеческий череп, пожелал узнать, кому оный принадлежал, и поэтому попросил Бога воскресить его; когда же это было исполнено, то воскресший сказал, что он был могущественный царь язычников и за грехи свои перед Богом страдает в аду; чтобы загладить молитвами и добродетелью прежние свои заблуждения, он просил Христа дать ему снова жизнь и дозволить начать второй период оной на земле, что и было исполнено; после чего он умер с теплою верою в Бога и благочестием».

Профессор Казанского университета И.Н. Березин писал в 1849 году, что «…жители Дербента уверяли меня, что могила принадлежит…арабскому вождю Джамджам-шаху, жившему до Шахбала (легендарный первый арабский правитель Дагестана Шамхал, который якобы происходил от ближайших родственников пророка Мухаммеда)».

Приведенные легенды интересны тем, что в одном из самых древних мусульманских городов Кавказа сохранилось предание, связанное с домусульманским, христианским верованием в данном регионе. Сохранению легенды, видимо, способствовало и то обстоятельство, что исламская традиция Иссу относит к шести особо почитаемым, главным пророкам, которым Аллах поручал проповедовать людям свою религию или напоминать им о ней.

Могила Джум-Джуме с давних времен служила местом поклонения жителей города и прилегающих районов.

Описывая это захоронение, А. Олеарий (1637 г.) сообщает, что «…на этой гробнице стоит большое старое дерево и сложена из камня в 5 локтей вышиною и 8 локтей диаметром площадка вроде сцены, на которую ведут ступени». Вероятно, это было место, где оставляли пожертвования, а на ветви дерева по традиции привязывали лоскутки как напоминание о своем посещении святилища.

О тутовом дереве упоминается и в вышеприведенной записке к плану города, составленному почти через 100 лет после А. Олеария.

Сегодня от этого святилища остались лишь три больших надгробия-саркофага, по размерам схожих с надгробиями Кырхляр, и пять малых. Среди них внимание исследователей привлекает одно большое надгробие (длина – 3,4 м, высота – 0,75 м, ширина – 0,7 м). На торцах и боковых сторонах саркофага видны следы куфических надписей, которые были опубликованы Н.В. Ханыковым в 1856 году:

«Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Это могила Махмуда бен Абу-л-Хасана, убитого на пути Аллаха. Да помилует его Аллах, да увеличит Аллах [помилование] ему и его потомкам. Нет Бога кроме Аллаха, Мухаммед посланник Аллаха! Боже, когда ты соберешь первых и последних (т.е. в день страшного суда), то прости твоего раба, бедного обладателя этой могилы. Да помилует его Аллах! Четыреста шестьдесят девятый год» (469 г. хиджры соответствует 1076/7 г.).

Как следует из надписи, покойный отнесен к шахидам (убитый на пути Аллаха), однако он не имеет отношения к легенде о Джум-Джуме, Джамджам-шахе, Тцумтцуме и т.д. В таком случае следует предположить, что легендарному правителю этого края Джум-Джуму принадлежит одно из двух больших надгробий с несохранившимися надписями, рядом с которым позже был похоронен благочестивый шахид Махмуд, сын Абу-л-Хасана. В подтверждение этого в вышеуказанной записке к плану города 1730 г. сообщается, что «…могила святого короля Тцум­тцума украшена высеченной из камня короной».

Сегодня этой детали (короны из камня) надгробия уже нет, как нет и большого старого дерева и сложенной из камня площадки. Но на одном из больших надгробий с несохранившейся надписью имеется выдолбленное у изголовья углубление, куда, видимо, была вставлена каменная корона. На других надгробиях захоронения подобного углубления нет.

Можно лишь предположить, что названный в труде М. Казем-Бека «Дербенд-наме» (1842 г.) среди шахидов султан Чюмче и упомянутые в местных легендах Джум-Джуме, Джамджам-шах, святой король Тцумтцума — одна и та же личность, которую легенды перенесли на много веков назад и связали с именем пророка Иссы. Подобное временное перемещение — прием обычный в древней восточной словесности.

Ныне захоронение Джум-Джум уже не является объектом почитания мусульман. Еще в вышеупомянутом пояснении к плану города 1730 года сообщалось, что сама могила мало почитается. Причиной этого, возможно, послужило расположенное на северном кладбище большое, впечатляющее по размерам и связанное легендами с арабскими воинами, павшими за установление ислама (шахидами), святилище Кырхляр.

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Дербенту - 2000 лет»