Входите сюда с миром…
Это одна из трех самых древних мечетей мира. Многочисленные письменные источники сообщают о строительстве «…большой соборной мечети» завоевавшим Дербент в 115 году хиджры (733/4 г.) арабским полководцем Масламой ибн Абд ал-Маликом.
Эту же дату сообщает и арабская надпись, сохранившаяся над центральным входом в мечеть:
Входите сюда с миром и в спокойствии!
В сто пятнадцатом году хиджры Пророка –
Да благословит Его Аллах и приветствует
Его и весь Его род!
Прямоугольное, вытянутое с востока на запад здание мечети имеет длину 67 метров и ширину 17 метров. Свод здания опирается на сорок квадратных (1х1 м) колонн, вытянувшихся в два ряда и разделяющих здание на три длинных нефа. Ширина среднего нефа 6,3 метра, боковых – 4 метра. Стрельчатые арки между колоннами перекинуты поперек нефов.
Каждая секция боковых нефов перекрыта полуциркульными, а среднего нефа – зеркальными сводами. Центральная секция среднего нефа перекрыта небольшим 14-гранным стрельчатым куполом.
В середине южного нефа имеется выступающий квадратный зал, перекрытый стрельчатым куполом диаметром 9,3 метра. Южная стена зала является михрабом, указывающим сторону священного города мусульман – Мекки.
В северной стене находятся большой главный вход, расположенный в центре, на поперечной оси здания, и три маленьких сводчатых входа.
Массивный портал главного входа, выступающий от плоскости стены, украшен вырезанными на камне цитатами из Корана и сообщением о строительстве и ремонте здания.
«Год 115 (733/4 г.). Аллах и Его Посланник.
Боже, благослови Мухаммада и род Мухаммада»,
— сообщает арабский текст.
«Упала мечеть в семьсот семидесятом.
Восстановил Африбурз бен Теймураз
с помощью Всевышнего. 770 г. хиджры (1368 /9 г).»,
— гласит персидская надпись.
«Любовь к родине — от веры», — утверждает еще одна арабская надпись.
Еще одна персидская надпись на западном торце портала сообщает:
«Нет Бога, кроме Аллаха,
Мухаммад – Посланник Аллаха.
Воистину работа
мастера Тадж ад-Дина бен Мусса,
бакинского строителя».
Нижняя часть стен мечети и внутренних столбов сложена из больших, хорошо отесанных камней, очень напоминающих по кладке городские стены. Это ранняя, первоначальная кладка. Верхние части стен, внутренние арки, своды и купола выложены из красного кирпича, причем кирпичная кладка сводов и главного купола изнутри оставлена неоштукатуренной, так что рисунок фигурной известковой кладки образует красивый декоративный орнамент. Это кладка поздняя, XIV века, периода восстановления.
Внутренний интерьер Джума-мечети поражает своей грандиозностью и монументальной торжественностью. Два параллельных ряда мощных колонн, перекинутых аркадой куполов и сводов, подчеркнутых слабым верхним светом небольших оконцев, создают впечатляющую перспективу светотеней. Цветовой колорит кирпичных сводов, побеленных стен и колонн, покрывающих пол ярких ковров, полумрак и прохлада, царящие даже в знойный летний день, еще больше подчеркивают монументальную торжественность интерьера.
Писатель-декабрист А. Бестужев-Марлинский в конце 20-х годов XIX в. так описывал Джума-мечеть: «…Стих из Корана горит над главными дверями. Входите, и вдруг какой-то сумрак объемлет вас, невольное безмолвие уважения покоряет… Тихо журчит молитва правоверных; сидя на коленях или припав к ковру, они погружены в благоговение; ни слух, ни взор не вызывает их внимание на окружённые предметы. Направо и налево по два ряда аркад со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в сумрак. Там и сям купы молящихся чуть озарены бледным светом, заронившимся во мглу сквозь небольшие окна сверху. Ласточки реют под куполом и вылетают в поднебесье, будто слова моления; всё дышит отсутствием настоящего…и навевает прохладно-отрадные чувства усталому сердцу».
Купол Джума-мечети, поднимающийся над землей на 17 метров и господствующий над рядовой застройкой с плоской кровлей, безусловно, был главным элементом силуэта древнего Дербента, его композиционным акцентом.