Купить PDF-версию
15:12 | 29 марта, Пт
Махачкала
X

За воротами Орта-капы…

Ну а пока на площади Свободы проходили фестивали, конкурсы и выставки, не менее зрелищное, колоритное и многокрасочное действо разворачивалось в другой части Дербента – в древнем квартале города под названием «Седьмой магал».

Не успевают гости перейти порог ворот Орта-капы, с которых и берет начало магал, как атмосфера шумного восточного веселья вперемешку с ярмарочными элементами мягко обволакивала каждого. Двигаясь в шумной толпе, с интересом все разглядывая, замечаешь с обеих сторон улицы многочисленные вывески. По ним-то вначале и начинает ориентироваться турист.

Первое, что попадается на пути, – надпись «Лавка лудильщика». Заходим. Взгляд привлекают яркие, блестящие на солнце золотистые самовары. На полочках много разной домашней медной утвари – тазы, кувшины, казаны, подносы с налетом древности. Лудильщик в седьмом поколении Гулам с характерным дербентским акцентом зазывает всяк заходящего к нему в гости на чай. И, пока разжигаются угли в самоваре, рассказывает о себе:

 -Меня в народе называют Лахач-Гулам. Своему делу я научился у отца – известного в Дербенте устаза-лудильщика Мусы. В начале 70-х г. он переехал в Дербент из Азербайджана и привез свое ремесло в город. Он обучил 28 дербентцев этому делу, а 29-м был я. Вот и по сей день продолжаю его дело. Своего сына тоже научил. Больше всего нравится делать самовары. Наверное, потому что чай люблю очень. Дербентец все-таки.

Двигаемся дальше. Внимание приковывает вывеска с необычным названием «Мектеб», в переводе с арабского – «Начальная школа». Туристы с интересом заходят посмотреть, что же там происходит внутри. В маленькой комнатушке, выделенной жителем квартала по случаю праздника, учительский коллектив и учащиеся средней школы № 1 воспроизвели быт и устройство дербентской школы начала ХХ века. Низкие деревянные парты, керосиновая лампа, нехитрое учебное пособие, которое учитель готовил из плотной бумаги, и, конечно же, перья и чернильницы. Все было собрано из различных музеев и у местных жителей.

Учительница русского языка и литературы Алла Витальевна Дуранте проводит урок. Здесь же туристам рассказывают, как в начале становления советской власти в Дагестане русские учителя приезжали в Страну гор и обучали детишек грамоте.

Лавка лекаря удивляет туристов не меньше. Здесь всех спешат познакомить со снадобьями и рецептами отваров, использовавшихся в старину, а также с инструментами костоправа. Но самое прикольное было снаружи — у входа на многочисленных полочках в ряд стоят баночки с любимым лекарством всех детей и Карлсона – вареньем.

На другой стороне — яркие многокрасочные ковры, на которых сидят девушки в национальных одеждах. Рядом чан, в котором из корней марены готовится натуральный красный краситель.

Преподаватель республиканского колледжа народных промыслов и туризма города Дербента Афизат Гасаева приглашает всех пройти в дом и знакомит с технологией изготовления ковров.

Здесь взгляд непременно устремляется на мастерицу, сидящую у станка. Это Фатима Нагиева. Ей 68 лет. Несколько десятков лет она проработала ковровщицей-надомницей и в цеху. Узнав о празднике, пришла посмотреть. «Думала, просто приду, гляну, а тут не удержалась и взялась за старое, — говорит женщина. – Как будто в молодость свою окунаюсь, когда сажусь за станок».

Идя дальше по кварталу, встречаем цирюльника или, выражаясь по-современному, парикмахера. В окружении нехитрой утвари – тумбочки, зеркала, тазика с медным кувшином, вооруженный ножницами Саша Бейдерханов (кстати, в жизни также профессиональный парикмахер) привлекает внимание прохожих. Мало кто решается на стрижку в уличных условиях, но сделать фото и селфи на память спешит чуть ли не каждый второй.

Двигаясь от одной вывески к другой, также становишься свидетелем многочисленных реконструкций обрядов и ритуалов. Вот в одном из дворов магала, заставленном столами с угощениями и украшенном коврами и сумахами, коллектив школы №6 города Дербента показывает ритуал имянаречения – йыхва.

Ведущая – учительница начальных классов Гюльнара Рамазанова – рассказывает гостям об особенностях этого сакрального обычая.

— В определенный день в доме у родителей новорожденного собирается родня, приглашается мулла. Он берет малыша в руки и вначале читает ему в ухо азан, таким образом, уже с рождения человек вовлекается в мусульманство. Особенность древнего обряда была в том, что вначале всем новорожденным девочкам давали имя Фатима — в честь дочери пророка, а все мальчикам — имя Мухаммад в честь самого пророка, а уже после в левое ухо мулла говорил то имя, которое ему подобрали родители.

Другой не менее завораживающий обряд – хна яхты, или, говоря по-современному, девичник. Его гостям магала показывали артисты местных театров. Шумное веселье с обилием сладостей было наполнено веселой музыкой, танцами, подарками, угощениями.

Ну а какой девичник без продолжения, то есть без свадьбы! Как проходила традиционная дербентская свадьба, также было показано в магале. Это вам не причесанное под один стандарт торжество в банкетном зале с кондиционером. Все, как было принято в старину: закончив домашние дела, соседи и родня, надев все самое лучшее, спешат к дому виновников праздника и тут же, собравшись в круг, вовлекаются в веселое гуляние с танцами и песнями, которое, как было принято, длилось до утра и чуть ли не несколько дней.

Но не только шумными гуляньями, ремеслами, радушными жителями, спешившими усадить всех за стол со сладостями и чаем, запомнился седьмой магал всем, кто побывал на празднике в Дербенте. В совершенно другое временное измерение, в некую атмосферу Средневековья, погружали гостей праздника памятники культуры и архитектуры, расположенные здесь. Девичьи и Женские бани — одни из них. Спускаясь по узким лестницам из тесаного камня, попадаешь в прохладное помещение под землей. Девичья баня предназначалась для омовения только незамужних девушек. Перед свадьбой невеста в сопровождении подруг, музыкантов отправлялась сюда.

Чуть поодаль от девичьей – Женская баня. По внутреннему оформлению она более сложная и немного напоминает лабиринт с многочисленными отделениями, проходами.

Уже много лет бани не используются по назначению и являются лишь памятниками культурного наследия. Но местные жительницы, многие из которых еще в 70-80-е годы застали бани в действии, рассказывают, как все здесь было устроено.

— Здесь была продуманная централизованная система отопления, теплые полы, — рассказывает одна из дербентских женщин.- Помню, как мы приводили сюда невест, проводили по старинным обычаям небольшие девичники, делали маски из кефира. Где-то в середине 80-х годов бани перестали работать и стали музеями.

Ну и, конечно же, как приехать в Дербент и не увидеть самую древнюю мечеть России! Под сенью древних платанов Джума-мечеть, возведенная в VIII веке, встречает гостей, которые спешат зайти и увидеть уникальный памятник изнутри. Многие совершают здесь намаз.

Праздничные гулянья в седьмом магале привлекли множество горожан Дербента и приехавших сюда их разных концов страны и зарубежья туристов. Прогулка по древнему кварталу никого не оставила равнодушным. Каждый спешил поделиться впечатлениями.

Первый заместитель муфтия России

Рушан хазрат Аббясов:

— Я приехал по приглашению Главы Республики Дагестан. Самое главное, что хотел сделать, посетив празднование 2000-летия Дербента, – осуществить свою давнюю мечту – совершить намаз в самой древней мечети страны – Джума-мечети. Именно отсюда впервые в России сподвижниками пророка был объявлен первый азан, призвавший к молитве. Впечатлили многолетние платаны во дворе мечети. Кроме того, с удовольствием прошел по магалу, познакомился с мастерами ковроткачества. Отрадно наблюдать, что ремесло предков не уходит в небытие и продолжает жить в поколениях.

Владимир Ничаев, Москва:

— Я историк по образованию. С большим удовольствием прошелся по магалу, осмотрел памятники культуры и архитектуры – Девичьи и Женские бани, Бала и Джума-мечети. Уникальные, конечно же, места. Был и в других частях города, посетил практически все мероприятия, но здесь, на мой взгляд, самая теплая, непринужденная атмосфера, передан дух старого города, его ремесла, воспроизведено столько интересных обрядов. Как историк очень много для себя узнал.

Собственный корреспондент пятого канала в Дагестане Мурад Магомедов:

— Впечатления хорошие, организация на высшем уровне. Народ веселится, отдыхает. Очень много колоритной картинки. Именно в магале все сделано так, чтобы погрузить всех в Средневековый Дербент. Конечно, было бы хорошо, чтобы такой квартал был в Дербенте всегда, а не только в дни торжеств. Ведь во многих других странах мира, куда приезжает туристы, такие улочки существуют и пользуются большой популярностью. Уверен, магал этот и дальше мог бы быть хорошим центром притяжения приезжающих в Дербент. Вообще у города мощный туристический потенциал — сочетание уникальной природы и древней истории, да только надо наладить соответствующую инфраструктуру, привести улочки в порядок. В рамках юбилея много чего сделано, но еще очень много предстоит. Надеюсь, после праздника за это тоже возьмутся.

Статьи из «Дербенту - 2000 лет»