11:58 | 23 ноября, Чт

Махачкала

23.11.2017
1EUR69.4030Руб-0.4154
1USD59.0061Руб-0.4543

Его последний концерт

Год культуры
A- A+

Зал заполнился «Реквиемом» Моцарта в исполнении симфонического оркестра и хора Дагестанского театра оперы и балета. А на сцене экран с фрагментом концерта Государственного хора РД, который исполняет эту торжественно печальную музыку под управлением хормейстера заслуженного деятеля искусств России Рамазана Гаджиева на отчетном концерте шесть лет назад.

Последние аккорды, последние аплодисменты, последние цветы, много цветов. Последние поздравления коллег, друзей… Последние объятия жены, последний ее поцелуй… Экран гаснет. А дальше всем собравшимся в зале было понятно: Рамазан Магомедович тогда упал на сцену, казалось, под тяжестью цветов. Но оказалось – навсегда.
 
Долго и тщательно готовился он к этому большому концерту 25-летия своего коллектива, которым руководил с 1981 года до последних дней декабря 2006 года. Это он привил хористам интеллигентность исполнения, ввел в репертуар аккапельные произведения с их многоголосьем, научил вдумчиво исполнять музыку и впервые разучивал с ними духовные произведения мировой хоровой классики: А.Моцарта, Дж.Перголези, Д.Бортнянского, М.Березовского, сложные сочинения П.Чеснокова, С.Танеева, П.Чайковского…
 
Это он – Рамазан Гаджиев – подхватил дирижерскую палочку, выпавшую из руку рано ушедшего главного дирижера Дагестанского театра оперы и балета, признанного профессионала Шамиля Ханмурзаева, и продолжил развитие совсем тогда молодого театра академической музыки в Стране гор, являя слушателям большие музыкальные полотна мировой классики и национальной оперы.
 
Рамазан Магомедович, имевший к тому времени огромный опыт ведения курсов хорового дирижирования в Махачкалинском музыкальном училище, будучи доцентом кафедры музыкального факультета в Даггоспедуниверситете, а также практиком, осуществляя художественное руководство и дирижирование Государственным хором РД, успешно руководил и оркестром театра оперы и балета, показав дагестанцам первые национальные оперы Готфрида Гасанова и Наби Дагирова.
 
И вот сейчас на экране в большом зале Русского театра воспроизводились кадры из его жизни с глубокими рассуждениями о роли дирижера в музыкальном театре, о смысловом понятии этой специфической профессии. Говорил он спокойно, вдумчиво, мудро. Разрозненные кадры различных интервью, страницы жизни от юности до зрелости, музыкальные отрывки с его интерпретацией произведений зримо напоминали об этом тонком музыканте. Говорю «напоминали», потому что в этот день, когда Рамазану Магомедовичу исполнилось бы 70 лет, его нет с нами. Дагестанский театр оперы и балета пригласил его коллег: вокалистов, инструменталистов, музыковедов, композиторов, друзей, родственников, вачинцев–односельчан почтить эту дату. Его смерть не представила им всем возможности в этот день сказать теплые слова признания его профессионализма и поблагодарить за уроки нравственности, духовности, за искреннее служение музыке, за строгость и человечность, которые вывели его в лидеры музыкальной культуры. 
 
Говорят, что незаменимых людей нет. Но есть люди, которых нельзя заменить, – с горечью говорила однокурсница Рамазана Магомедовича, коллега его, бывший художественный руководитель театра оперы и балета, министр культуры РД Наида Абдулгамидова.
 
И как бы вторя ей, в своем видеовыступлении говорил композитор Ширвани Чалаев: «Мне кажется, что так и не удалось Рамазана Гаджиева кем-нибудь – заменить. Эта Его ниша после ухода из музыкального искусства так и осталась пуста». 
 
– Под руководством лауреата Государственной премии РД Р.Гаджиева хоровой коллектив ГТРК «Дагестан» впервые успешно сделал фондовые стереозаписи для телерадиофонда России из произведений дагестанских композиторов и народной музыки, получившие высокую оценку специалистов в Москве, – вспоминал композитор Магомед Гусейнов, художественный руководитель Дагестанского театра оперы и балета.
 
Воспоминания коллег чередовались выступлениями оркестра под управлением Новруза Шахбазова, выступлениями вокалистов театра, которому он служил, Государственного хора РД, коллектив которого освоил не только многоголосье, но и храмовое пение духовной музыки. Хор под управлением Натальи Макеевой спел многие произведения из того, последнего концерта, где в последний раз Рамазан Магомедович показал возможности коллектива, исполнившего такую разноплановую программу. Большой музыкант будто знал, что… 
 
Он показал тогда лучшие хоровые произведения дагестанских композиторов, мировой классики, Рахманинова, Моцарта, Маголифа, Перголези, Шуберта и добился замечательного звучания духовной музыки. Он будто отпел себя «Реквиемом» Моцарта и пожелал оставшимся «Многие лета», звучавшие тогда торжественно печально, как никогда…

Статьи из рубрики «Год культуры»