Купить PDF-версию
17:25 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
14:41 26.11.2014

Этот неизвестный Агабабов

В рамках XV Регионального музыкального фестиваля юных исполнителей в Махачкале прошел концерт – мемориал, посвященный творчеству известного дагестанского композитора Аркадия Агабабова. В этом году фестиваль носит его имя.

Самое важное и ценное для прошедшего памятного вечера было то, что его готовили музыканты, знавшие композитора при жизни, ценившие его. Так, ведущая концерта музыковед Ирина Нахтигаль собрала о нем и его творчестве уникальную информацию, нигде не опубликованную, и дополнила своими личными впечатлениями о встречах с Аркадием Артемьевичем, поскольку он был ее педагогом во время учебы в Ленинградской консерватории. До настоящего концерта произведения композитора звучали в программах Даггосфилармонии эпизодически, и фестиваль стал прекрасным поводом познакомить дагестанцев с работами нашего талантливого земляка. Еще одной большой удачей мемориального вечера стал приезд близкого друга Аркадия Агабабова — народного артиста Дагестана Мурада Абуева, который подготовил специально для концерта два замечательных номера и, конечно, вспоминал своего друга:

— Я был знаком с Аркадием, во время учебы в училище, когда он уехал жить в Ленинград, наше общение не прекратилось, я бывал у него в гостях. За эти годы мы стали большими друзьями.

— Для дагестанской публики более известен композитор Сергей Агабабов, брат Аркадия. Чем отличалась их музыка?

— Сергей успел очень ярко проявить себя в песенном жанре, позже с симфонической музыкой тоже работал. А у Аркадия тяготение к классическим монументальным формам проявилось в творчестве сразу. Например, он писал прекрасную музыку для органа и камерного оркестра, и ее исполняли в Англии, Германии, США. Аркадий был очень интересен нашим зарубежным коллегам. Сегодня в концерте я покажу два его произведения. Он написал пять пьес, позже переосмыслил их, и получилась соната для скрипки и фортепиано. И второе произведение – симфония для скрипки и камерного оркестра. Я ее немного переложил и сделал скрипичную партию более выпуклой, мне показалось это интересным. IMG_6653.jpg

Важное место в творчестве Аркадия Агабабова занимала тема сопереживания своим предкам и всему армянскому народу. Одно из самых известных его произведений для органа, струнного оркестра и ударных (Симфония №6) было посвящено трагедии, произошедшей на армянской земле. Композитор писал: «Седьмого декабря 1988 года произошло сильнейшее землетрясение в Армении, которое отозвалось сильной болью в душах всех армян, живущих во многих уголках мира. Как россиянин армянского происхождения я хотел выразить в своей симфонии доступным мне языком сопричастность той боли, которую испытали много лет назад мои предки, а в декабре 1988 года весь народ России».

Тема сопереживания прозвучала в песнях из цикла «Память прошлого» на стихи Аветика Саакяна, которые исполнили Наида Камалутдинова и народная артистка Дагестана Светлана Мусаева.

Многие сочинения Аркадия Агабабова были удостоены почетных наград на престижных композиторских конкурсах и вошли в репертуар известнейших исполнителей страны. Одно из таких произведений, посвященное знаменитому в СССР валторнисту В.Буяновскому, – соната для валторны и фортепиано, было включено в программу вечера. Ее сыграли Султан Эльмурзаев и заслуженная артистка России Зарифа Абдуллаева.

С каждым исполняемым произведением Аркадия Агабабова для слушателей все ярче становилась основная и самая рельефная черта его музыки – гармоничный диалог культур: европейской, дагестанской и армянской. Эта тенденция его творчества особенно ярко была проиллюстрирована в «Ноктюрне» для фортепиано с оркестром, в котором солировала Наталья Сыпало. Она вместе со своей сестрой Анной Бобневой (флейта) специально приехала из Саратова, чтобы участвовать в вечере. Еще одно произведение, которое они подготовили для концерта, — соната для флейты и фортепиано в двух частях. Наталья и Анна давно не живут в Дагестане, но связи в музыкальных кругах сохранили:

— Когда Даггосфилармония предложила нам принять участие в этом концерте, мы с удовольствием откликнулись, потому что родились, выросли и начальное образование получали в Махачкале и с удовольствием сохраняем творческие контакты. Кроме этого стараемся пропагандировать музыку дагестанских композиторов и в Саратове. Сегодня мы будем в дуэте исполнять сонату Аркадия Агабабова и собираемся включить ее в концерт камерной музыки, который будет проходить чуть позже в Большом зале Саратовской консерватории.

— А насколько известна музыка дагестанских композиторов в Саратове?

— Очень известна. Там звучат и Агабабов, и Кажлаев, и Чалаев, и Готфрид Гасанов. Дагестанская музыка очень активно используется в педагогическом и исполнительском репертуаре музыкантов.

В концерте также принимали участие солистки Даггосфилармонии Амина Гунашева и Заира Даибова, а также камерный оркестр под управлением Зарифы Абдуллаевой.

Мария Шерматов

фото автора

Статьи из «Год культуры»