Купить PDF-версию
05:44 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
19:37 12.07.2014

Классика не ко двору

Недавно я выписала диск, на котором записаны песни, романсы, арии из опер в исполнении замечательного певца Сергея Лемешева. И, слушая его чарующий голос, вспоминаю то время, когда каждый день по радио, телевидению можно было послушать классическую музыку.

Тогда часто звучали дивные голоса Надежды Обуховой, Марии Максаковой, Елизаветы Шумской, Веры Фирсовой, Ивана Козловского, Леонида Собинова, Сергея Лемешева, Федора Шаляпина; слушатели имели возможность наслаждаться игрой Николая Сафроницкого, Давида Ойстраха, Олега Евграфова, Вана Клиберна. В то время людей приобщали к великой музыке — произведениям Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Александра Глазунова, Георгия Свиридова…
 
Короче говоря, вспоминаю то время, когда в стране были и настоящая культура, и умение ценить эту культуру, и уважение к тем, кто создавал ее.
 
Слушая произведения русских и зарубежных классиков в исполнении великих певцов, я представляю себя в той возвышенной атмосфере концертного зала, одухотворенность талантливейших дирижеров — Николая Некрасова, Кирилла Кондрашина, Александра Лазарева, Евгения Светланова. А каким прекрасным мастерством обладали дирижеры Большого театра Александр Мелик-Пашаев и Самуил Самосуд!
 
Да, советскую власть стоит уважать хотя бы за то, что она умела ценить подлинную культуру! И богатейшее наследие, оставшееся от классиков, сохранялось чистым и подлинным именно благодаря усилиям той власти, которая не допускала искажения и фальши в классике.
 
А сегодня от того великого, к большому сожалению, мало что осталось. По «Радио России» целыми  днями звучит реклама лекарств (зачастую поддельных), а по всем каналам телевидения идут разного рода шоу, где нет элементарной культуры. Собирается множество людей, говорят и говорят (не задумываясь над тем, что прилично, а что нет), переливают из пустого в порожнее. А что толку?! И в фильмах — распутство, жестокость и насилие. 
 
Хуже того, извращается и обесценивается подлинная культура. Примеров этому много. Я скажу лишь о двух. Это искажение произведений А.Пушкина и П. Чайковского — оперы «Евгений Онегин», а также балета «Лебединое озеро».  Почему становятся возможными факты такого кощунства, непонятно! 
 
Исчезли с экрана прекрасные балетные спектакли, людей лишили возможности восхищаться талантом Майи Плисецкой, Нины Тимофеевой, Марины Кондратьевой, Натальи Бессмертновой. На экране сегодня только одна балерина Анастасия Волочкова, которая выступает вовсе не  как балерина, а в качестве непонятно кого.
 
Интересным явлением в мире музыки являются оперетты. Однако ни по радио, ни  по телевидению не увидишь и не услышишь прекрасные произведения Легара, Кальмана, Оффенбаха, Штрауса. Много чудных  оперетт создали советские композиторы, которые, увы, преданы забвению.
 
Нет уважения к культуре, нет приобщения людей к подлинной культуре, к классической музыке. Даже в таких, казалось бы, серьезных торжествах, посвященных Дню защитника Отечества или Дню работника правоохранительных органов, не принимают участия пианисты, скрипачи, артисты оперы и балета. 
 
Редких музыкальных программ, таких, например, как посвященных открытию Большого театра после реставрации  или юбилею Юрия Башмета, крайне недостаточно.
 
И то, что имеется телеканал «Культура», — это не решение вопроса. Классика должна предлагаться людям по всем каналам и в первозданном виде, без наворотов современных режиссеров. (Тем более что и по каналу «Культура» есть передачи безнравственного характера, а музыкальная классика составляет лишь малую часть).
 
Если так будет продолжаться и дальше, то от настоящей культуры в России мало что останется! Как верно и точно  сказал  Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов: после развала СССР вместо культуры к нам действительно пришло невежество! 
 
Примеров этому немало. Я приведу только один: когда в последнее время по телевизору демонстрируют такие известные фильмы, как «Семнадцать мгновений весны» и «Место встречи изменить нельзя», то исключается музыкальная часть, то есть часть культуры, и таким образом прекрасные произведения талантливых композиторов и поэтов оказываются ненужными, тем самым проявляется неуважение к людям и их таланту. А неуважение и есть невежество.
 
Я думаю, что классическая музыка, оперы, балеты, фортепьянные и скрипичные  концерты не должны быть зажаты в рамках канала «Культура», классическая музыка должна звучать по всем каналам, тем более что появившиеся в последнее время разного рода шоу, новые безнравственные сериалы и прочая безвкусица не привнесут в жизнь общества ничего приличного. 
 
Меня очень удивляет, что драгоценнейшее время на Первом канале отведено для передачи с участием разных экстрасенсов и колдунов, которые говорят всё что угодно, вплоть до того, что высказывают версии, будто бы Александр Сергеевич Пушкин инсценировал свою смерть (?!), а сам убежал за границу, поскольку не мог рассчитаться с долгами… Какая чушь!  Неужели сегодня не осталось ничего неприкосновенного, ничего святого? Охаиваем всех и всё, подозреваем даже классика русской литературы, перед талантом которого преклоняется весь мир, в неблаговидном поступке.
 
Коренным образом должно измениться отношение к классической музыке и в нашей республике. РГВК, считаю, уделяет недостаточно внимания пропаганде музыки дагестанских композиторов — Г. Гасанова, Н. Дагирова, С. Керимова и других. И очень некрасиво, когда талантливый оперный певец из Дагестана выступает не на сцене, а в рекламном ролике, а на сцене кривляющиеся девушки-горянки вокруг полуобнаженных певиц изо всех сил стараются произвести впечатление исполнением восточных танцев, что никогда не было присуще Дагестану. По радиостанциям «Прибой» и «Страна гор» также редко услышишь дагестанскую песню.
 
И очень печально, что на дагестанском радио с 2006 года урезали время для музыкальных программ. С какой целью это сделано — непонятно. Да, мы гордимся тем, что по республиканскому радио  идут передачи на 14 языках, однако — по 10 минут, а для национальной музыки нет времени вообще.
 
Таким образом, богатейшая фонотека Дагестанского радио, собранная за десятки лет развития национальной музыки, сегодня, к сожалению, остается невостребованной, чуть ли не лишней. Многочисленные же концерты, которые проходят в городах, особенно в Махачкале, не являются мостом между зрителем и национальной культурой, а заимствованной культуры  становится все больше.
 
Надеюсь, Год культуры послужит хорошей основой для широкого распространения подлинной культуры, как это было в советское время, отчего тогда люди были намного добрее и спокойнее, чем сейчас.

Статьи из «Год культуры»