Купить PDF-версию
23:10 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
15:25 22.11.2014

Одесса-мама – родина российского джаzzа

Даггосфилармония продолжает фестивальный проект «Дагестанские фанфары», направленный на популяризацию духовой музыки и возрождение городских духовых оркестров. Он проходит при поддержке Главы Дагестана, Министерства культуры России и Министерства культуры республики.

По многим причинам вышло так, что фестиваль проходит без заданных временных рамок, в первую очередь потому, что организаторы этого Международного музыкального форума поставили целью приглашать в Махачкалу артистов с самой высокой планкой мастерства. Разумеется, такие музыканты очень востребованы, много гастролируют не только по России, но и по всему миру и иной раз с трудом находят окно в своем рабочем графике, чтобы приехать в Дагестан. Но в этом, как ни странно, и свои преимущества, поскольку у наших слушателей есть возможность глубже прочувствовать впечатления от каждой встречи и  наслаждаться великолепным звучанием медно – духовых инструментов круглый год.

Очередной концерт «Фанфар» обещал махачкалинцам всегда желанное выступление саратовского Брандт Брасс Ансамбля  (коллектив в Махачкале уже в четвертый раз). Приятным и неожиданным сюрпризом для зрителей стало знакомство с коллективом «Moscow Jazz Band», который выступил в первом отделении вечера. Его лидер и создатель — заслуженный артист России, один из самых лучших тромбонистов нашей страны Владимир Лебедев. В 60–х годах прошлого столетия он начинал свою музыкальную карьеру в легендарном джаз – оркестре Леонида Утесова и в его составе приезжал с гастрольным концертом в Махачкалу. Именитые артисты представляли тогда махачкалинцам программу «Перелистывая страницы», которою они показывали всей стране, пропагандируя джаз – не очень желанное с точки зрения чиновников от культуры в то время музыкальное направление. А Леонид Утесов, пытаясь переломить эту ситуацию, распространял мало известный факт: джаз родился в Одессе, и на Дерибасовской его играли еще в XVIII веке.

В подтверждение этого исполнялась джазовая композиция, написанная на основе блатной песни «Прости-прощай, Одесса-мама», которая была очень популярна в нашей стране, а потом нашла признание и у американской публики. Именно ее исполнили артисты «Moscow Jazz Band», погрузив зрительный зал в пьянящую атмосферу начала прошлого века не то Америки, не то Одессы. Прозвучали также джазовая версия романса «Очи черные», «Маленький цветок» Сиднея Беше, темы «В настроении» и «Дорога на Чаттануга Чучу» из кинофильма «Серенада солнечной долины», а также народная американская песня, ставшая одним из самых популярных джазовых стандартов «Когда святые маршируют».

Вечер продолжился выступлением Брандт Брасс Ансамбля, который в этом году отмечал свой десятилетний юбилей. Это первый в нашей стране музыкальный коллектив, который профессионально стал работать в жанре «брасс – десятки». И именно этот формат, по мнению руководителя оркестра Олега Абрамова, открывает безграничные возможности и позволяет исполнять любую музыку.

За прошедшие 10 лет музыканты наработали огромный репертуар из произведений композиторов разных стран, эпох и направлений – более 20 разнообразных программ. Брандтбрассовцы легко поддержали заданную «Moscow Jazz Band» праздничную тональность вечера, предложив слушателям музыкальное путешествие, прогулку по Европе. С ирландской народной песни «Воздух Лондондерри» музыканты свернули на восток в мировую музыкальную столицу – Вену, к водам «Голубого Дуная» Иоганна Штрауса, который брандтбрассовцы переосмыслили и попытались пофантазировать, сопоставив исполнение этого произведения в классическом варианте и джазовом стиле, назвав свою импровизацию «черно–белой».

Конечным пунктом этого вояжа стала Испания – страна, которая, по мнению Олега Абрамова, очень близка по духу и характеру нашей республике. Прозвучал пасадобль «Ла Грасиа де Диос» Р.Ройга, часто исполняемый на корридах в перерывах между боями.

Замечательная особенность программ, представляемых брандтбрассовцами, – постоянный поиск новых форм звучания, насыщенная образность и осязаемость их музыки. Пьеса «Прогулка по озеру» абсолютно точно передала звуковой ряд праздника в городском саду. Трубач Виталий Иванычев солировал, расхаживая по зрительному залу, и это давало эффект то приближающейся, то удаляющейся мелодии, будто уносимой ветром.

Музыканты исполнили еще одну пьесу из серии музыкальных зарисовок — «Гранд Централ» Дж. Паркера. Не во всех городах так легко с первых же нот зрители угадывают, какой вид транспорта имитируют в ней медно – духовые, но это не касается махачкалинцев. Поезда у нас идут через весь город, а в старом здании Даггосфилармонии они «подзвучивали» почти все концерты, проходя в нескольких метрах от концертного зала. Музыканты легко переместили слушателей в купе отходящего с перрона поезда. Вот он спускает пары, дает гудок, поскрипывая вагонами, трогается, ритмично перестукивают колеса на стыках рельсов, ускоряя ход, а на крутых поворотах сигнал поезда искажается, уносясь вдаль. В такие моменты особенно жаль, что на концерте в зале очень мало детей. Как было бы хорошо воспитывать их музыкальный вкус и развивать воображение именно на такой музыке в исполнении артистов — виртуозов.

Брандт Брасс Ансамбль с 2010 года официально представляет в нашей стране мирового лидера в производстве музыкальных инструментов — японский концерн «YAMAHA». Этот небольшой штрих говорит о высочайшем профессиональном уровне музыкантов.

Фестиваль «Дагестанские фанфары» продолжается, будем ждать новых концертов.

Мария Шерматова 

фото Ю. Иванова

Статьи из «Год культуры»