Купить PDF-версию
22:23 | 28 марта, Чт
Махачкала
X
00:00 20.08.2014

С фантазией и юмором

Даргинский государственный музыкально-драматический театр им. О.Батырая служит не только настоящему, но и будущему поколениям своих зрителей. Поэтому ежегодно в свой репертуар труппа включает и спектакли для детей.

Вот и на этот раз мы имели удовольствие вместе с детьми посмотреть спектакль-сказку по пьесе Елены Хамидулиной «Как дурак разум искал». Поставил его приглашенный из Кабардино-Балкарии режиссер – заслуженный деятель искусств КБР Владимир Теуважуков. Он же сделал и художественное оформление.

Главный режиссер театра Мустафа Ибрагимов любит, чтобы его актеры работали с разными режиссерами в отличие от некоторых других дагестанских режиссеров, то ли боящихся бледно выглядеть на их фоне, то ли по какой-то другой причине. Он знает, что актерам полезно пробовать себя в разных режиссерских методах и почерках. И результат был налицо. Ряд артистов, которых мы привыкли видеть в одной драматической тональности, в этом спектакле раскрыли себя весьма умелыми сказочниками с фантазией, юмором, иронией и выдумкой.

Владимир Теуважуков, с которым артистам, по их признанию, работать было легко и интересно, для скромных возможностей маленькой сцены репетиционного зала придумал мобильное легкое оформление. Его артист ввозит на сцену на фургончике и расставляет прямо на наших глазах, создавая атмосферу действия.

Волшебник Ажигафа, которого играет заслуженный артист Дагестана М.Нухов, напоминает зрителям, что они в театре, и не в каком-нибудь, а в единственном в мире Даргинском театре, и будут смотреть сказку… И начинается сказка о трех братьях, где, как и в сказках других народов, младший брат оказался дурачком. Все остальные эпизоды сказки — приключения с дурачком Хабаля. Коварные жены братьев добиваются его изгнания из собственного дома. Он ищет разум и с помощью волшебника находит выход из бедственного положения.

По ходу сказочных событий мы наблюдаем много режиссерских звуковых находок. Особенно завораживают «голос» ночного леса в состоянии панического страха героя, а также его жесты, мимика в разных ситуациях, душевный настрой и так далее.

Многие актерские работы радуют удачным попаданием в характер персонажа, динамикой развития образа и чувством жанра. Здесь в первую очередь я бы назвала заслуженную артистку РД С.Каримову, которая в эпизодическом образе Старухи создала запоминающийся, яркий характер, прочерченный индивидуальностью, биографией со своими комическими и драматическими чертами. Молодому артисту М.Ибрагимову во многом удался образ дурачка Хабаля, хотя есть еще над чем поработать, чтобы добиться большего многообразия красок, полутонов в интонациях, пластике и жестах в сценах перевоплощения.

Заметны свой подход и свое видение в образах Ажигафы (заслуженный артист РД М.Нухов), старшего брата (заслуженный артист РФ С.Алибеков), среднего брата (артист М.Шамилов). Однако в целом удавшейся работе сказочника в исполнении М.Нухова не хватает сказочных интонаций, большей растянутости в произношении вместо скороговорок.

Спектакль преподносится детям на русском языке. И этому есть свое оправдание. Национальный театр это делает в целях привлечения большего числа детского зрителя, для охвата всего контингента детей младшего и среднего возраста. Но тут из всего состава артистов, занятых в сказке и говорящих вполне прилично на русском языке, выделяются сильным акцентом исполнительницы жен братьев М.Аскандарова и С.Далгатова. Чтобы устранить этот досадный недостаток, понадобится всего несколько занятий речевика над текстом ролей. Это первый спектакль, и до встречи со своим зрителем в новом сезоне театр может поработать и над этим. Это не так сложно и вполне преодолимо.

Автор: Гулизар Султанова, театровед, кандидат искусствоведения

Послесловие
Светлана Кривоносова
Работа сродни подвигу

Каждый показ спектакля Даргинским музыкально-драматическим театром, а тем более подготовку премьеры коллективом смело можно считать служебным подвигом. Вот уже восьмой год театр, после пожара лишившийся зрительного зала, сцены и всего технического, сценического оборудования, работает в совершенно невыносимых условиях. Освободив уцелевший от пожара декорационный цех площадью менее 100 квадратов, сделали обычный помост, назвав его сценой, и проводят здесь репетиции, показывают спектакли. В оставшейся части этого помещения очень тесно установили ряды отслуживших свой век зрительских кресел, доставшихся после замены на новые в Русском драматическом театре.

Помещение настолько душное, без каких-либо признаков вентиляции, что артисты на сцене работают, обливаясь потом. В этих условиях грим не используют. Без звуко-светотехники, без возможности установить декорации, без других вспомогательных сценических эффектов режиссер, артисты «лезут из кожи вон», чтобы спектакль не потерял силу эмоционального, нравственного, эстетического воздействия на зрителя.

При минимализме (читай-нищете) всему коллективу приходится выкладываться так, что работу в театре иначе как подвигом не назовешь. Именно это определение подходит больше всего, если учесть, что Дагестанский даргинский театр еще и на фестивалях драматического искусства получает за свои работы призы и награды (в Санкт-Петербурге, Нальчике), его любит избербашский и сельский зритель.

О положении дел в многострадальном театре за эти годы многократно писала «Дагестанская правда», знают ситуацию в Министерстве культуры РД, Правительстве РД. Глава республики при посещении Избербаша говорил, что в Год культуры надо постараться восстановить театр. Понимание проблемы есть на всех уровнях власти, но… театр стоит заброшенным, вокруг тишина. Слой пыли на всем свидетельствует, что в подлежащей реконструкции части здания строителей давно не было. А из того немногого, что они сделали, кое-что надо переделывать из-за несоответствия материалов требованиям строительства подобных объектов. Надежды на изменения в театре тают с каждым месяцем.

А тем временем ведущий спектакля обращается в зал: «Что? Душно? Жарко? Терпите. Нам тоже жарко». Через паузу: «Мы, артисты погорелого театра, покажем вам спектакль «Как дурак разум искал». Смех в зале.

Статьи из «Год культуры»