Купить PDF-версию
15:44 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
00:32 25.11.2014

Свадебный переполох в Аварском театре

Как построить личное счастье? Как жениться, соблюдая обычаи? «Только по любви», - уверены герои музыкальной комедии «Аршин мал алан», прошедшей в Аварском музыкально-драматическом театре по пьесе Узеира Гаджибекова. На премьере спектакля присутствовал Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.

Впервые «Аршин мал алан» был поставлен в Баку в 1913 году и сразу стал популярным. Сегодня он переведен более чем на 70 языков мира.

— В 20-х годах спектакль был в репертуаре многих российских театров, где тоже шел с аншлагом. Был снят и фильм «Аршин мал алан», который обошел экраны 136 стран мира. Говорят, что только в СССР лишь за полтора месяца проката картину посмотрели 16 миллионов зрителей. А, например, в Белорусской ССР, по бесчисленным просьбам зрителей этот фильм в 40-х — 50-х годах демонстрировался свыше 1000 раз! – рассказывает режиссер-постановщик спектакля, заслуженный артист Байсолтан Осаев.

Спектакль повествует о традициях и обычаях конца ХIX-XX веков. Занавес поднимается, и начинается восточная сказка-быль. Молодой купец Аскер (артист Рамазан Абдулганиев) хочет жениться, но самому выбрать невесту запрещают обычаи того времени. Да и восточной женщине нельзя было появляться на улице с открытым лицом, покидать дом без сопровождения родственников и уж тем более выбрать себе жениха. Это было делом родителей, а иногда они ее сватали даже до ее рождения. Впрочем, молодые парни тоже страдали от строгих нравов: свою невесту, как правило, они видели только после свадьбы. «Аршин мал алан» дагестанские зрители встретили с интересом, ведь подобная картина долгое время наблюдалась и в дагестанских горах.

Друг Аскера Сулейман (артист Хайбула Хасаев) находит остроумный выход из ситуации: Аскеру нужно всего лишь переодеться бедным уличным торговцем тканями и пройти по городским дворам в поисках подходящей девушки. Так он знакомится с красавицей Гюльчохрой (артистка Ариза Магомедова), которая отвечает на его чувства взаимностью. Однако Султанбек (заслуженный артист РФ Гусейн Казиев), богатый отец девушки, против ее неравного брака с бедняком. Он уже выбрал для своей единственной дочери достойную, на его взгляд, пару – того самого купца Аскера. Но молодая девушка против брака с человеком, которого даже не видела. Она не подозревает, что ее возлюбленный и купец Аскер – один и тот же человек. Сам Аскер пока не раскрывает Гюльчохре и ее отцу свой секрет – он хочет понять, искренни ли чувства девушки к бедному торговцу, согласится ли она на брак по расчету. Финал музыкальной комедии порадовал пышной свадьбой сразу четырех влюбленных пар.

Хотя Аварский театр и ставил спектакль впервые, коллективу удалось передать весь колорит действа, который был заложен Узеиром Гаджибековым, и зритель в зале завороженно следил за происходящим на сцене. Актёры сумели совместить хорошую игру с профессиональным «живым исполнением» вокальных партий. Над постановкой работали многие специально приглашённые для этого специалисты. Так, художник-декоратор Ирина Миронова «одела» сцену в яркий суперзанавес, который на протяжении действия не раз представал в качестве ещё одного актёра. А ещё она смогла передать яркий, восточный антураж азербайджанского дома.

„Хотя Аварский театр и ставил спектакль впервые, коллективу удалось передать весь колорит действа, который был заложен Узеиром Гаджибековым, и зритель в зале завороженно следил за происходящим на сцене

«Роскошные костюмы», «А какое интересное сочетание цветов!» — такие обрывки фраз не раз приходилось ловить краем уха, когда сидящие рядом начинали тихо обсуждать костюмы главных героев. И действительно, с ними трудно было не согласиться. Ведь работала над ними известная модельер-дизайнер Вера Агошкина, которая в своих работах всегда умело сочетает незаурядные авторские задумки и аутентичность национального костюма.

Но как представить комедию восточного «розлива» без танцев? Над их постановкой в спектакле работала  балетмейстер Тарият Капиева. Зрители в зале не знали, как проходила закулисная подготовка хореографических номеров, но то, что на сцене происходило, видимо, было им явно по душе, потому что многие, поддавшись ритму, хлопали, а кто и пританцовывал, пока сосед не заметит.

И напоследок хочется упомянуть самое главное, чем запомнилась эта премьера Аварского театра. В числе зрителей были Глава нашей республики Рамазан Абдулатипов и министр культуры Зарема Бутаева. Видимо, этот факт несколько будоражил умы наших зрителей, потому что частенько они пытались поглядеть на то место, где сидит Глава. Особенно это было заметно, когда на сцене происходило что-то ну очень смешное. Мы тоже неоднократно, поддавшись этому искушению, оглядывались и увидели, что Рамазану Гаджимурадовичу происходящее на сцене явно подняло настроение, судя по его искренней улыбке и тому, как он заинтересованно смотрел на игру актёров.

Надеемся, это был не последний визит Главы в театр и Рамазан Гаджимурадович и дальше будет своим примером показывать, как надо приобщаться к искусству. И деятелям культуры, которые, несмотря на все трудности, делают свое благое дело, думаю, будет приятно осознавать, что их труд ценится на таком высоком уровне.

Малика Курбанова,

Мадина Ахмедова

фото пресс-службы Главы и Правительства РД

Статьи из «Год культуры»