Купить PDF-версию
08:22 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
09:35 10.12.2014

Тенор с мировым именем – дагестанец

Музыкальные критики отмечают удивительную красоту и силу голоса Али, его мощную артистическую харизму. О теноре Али Магомедове не много информации и отзывов, но все они восторженные.

В Махачкале состоялся первый концерт нашего соотечественника, дипломанта международных конкурсов, талантливого оперного певца Али Магомедова. Для музыкальной общественности Дагестана знакомство с этим молодым и перспективным артистом стало большим открытием.

После окончания Санкт – Петербургской государственной консерватории и Академии молодого певца при Мариинском театре Али был принят в московский музыкальный театр «Геликон-опера» и за два года исполнил там несколько ведущих теноровых партий. Кроме того, в его репертуаре сложнейшие произведения теноровой вокальной музыки западно-европейской и русской оперы.

В настоящее время Али Магомедов живет в Австрии и учится в Венском университете музыки и исполнительского искусства. После выступления в Махачкале его ждут с концертом в Москве, а затем он даст три концерта в Вене.

— Али, как вы попали в столицу мировой музыки?

— Нашел по Интернету информацию, что в Вене есть университет музыки, подал документы, спел на вступительном экзамене, и меня приняли. Это учебное заведение в Австрии имеет более высокий статус, чем консерватория. Недавно один концертный агент предложил мне спеть в концертном зале Петерскирхе (одно из старейших архитектурных памятников Вены – церковь Святого Петра). Это будет одно сольное выступление и два концерта русской музыки в сопровождении сопрано – дуэты и арии из опер Чайковского.

— Как часто бываете в Дагестане?

— Учеба и работа в опере отнимают огромное количество времени, в последний раз я был здесь два года назад.

— Расскажите о своей родословной.

— Отец – военный, и жизнь у нас кочевая была. Я родился в Германии, несколько лет мы жили в Грузии, потом во Владикавказе, где наш родовой дом. Мой прадед по материнской линии Осман Омаров – из рода кумухских оружейников, приехал в этот город в 1880 году и открыл мастерскую по производству холодного оружия. В этом доме, где была мастерская, все и жили. Со стороны отца у меня кровь лакцев и донских казаков. Я в Орджоникидзе окончил музыкальную школу и училище.

— А в семье у вас музыканты были?

— Папа в воинской части играл на гитаре в джаз – бэнде и пел, но это был любительский уровень. Одна из моих бабушек, донская казачка, имела красивый сильный голос, как и ее мама.

— В какой момент занятия музыкой для вас стали серьезными и пришло понимание, что пение станет профессией?

— Мне всегда нравилось петь. Это начиналось как хобби, я всегда занимался пением максимально много.

— Вы много исполняете итальянской музыки. Она соответствует темпераменту или музыка удобна для вашего голоса?

— Итальянская музыка очень созвучна моей душе, особенно неаполитанская. Она удобна не только для моего голоса, но и для любого. Итальянский язык провоцирует на пение и очень развивает голос. Русская музыка более «коварна», к ней я пришел после итальянской.

— Кто из русских композиторов вам близок?

— Свиридов, Чайковский, Рахманинов.

— Вы владеете итальянским языком?

— Итальянским — меньше, в основном я говорю на немецком и английском.

— Кто из певцов для вас эталон? Кого вы слушаете?

— Нельзя заниматься пением и не иметь любимого певца. Но я не могу кого-то выделить из них, они для меня на равных. Это Франко Корелли, Николай Гедда и Лучано Паваротти. Конечно, я и других люблю и слушаю: Тито Скипа, Эттори Бастианини.

— Какой у вас обязательный ежедневный ритуал для поддержания голоса?

— Как завещал Лучано Паваротти, певцу необходимо делать три вещи: первое – спать, второе – спать и третье – тоже спать. Профессиональный певец тратит огромное количество энергии на сцене. Непосвященному это, конечно, не видно и не должно быть видно. Подготовка к концерту и сам процесс отбирают огромные силы, которые нужно восстанавливать. Я думаю, что Паваротти не ошибался. Кроме отдыха, ежедневные занятия вокалом для меня необходимы. Здесь не бывает праздников и выходных, ты должен быть в строю всегда, поэтому приходится вести почти монашеский образ жизни.

— А хватает времени на другие интересы, кроме профессиональных?

— Большая часть времени отдана вокалу, а всему остальному остается чуть-чуть. Но кое-что из моих хобби мне помогает. Например, занятия спортом. Раньше я занимался баскетболом, теннисом, сейчас хожу в тренажерный зал, бегаю по утрам, иногда обливаюсь холодной водой. Это самое доступное сейчас. Сцена — это большая физическая работа и нагрузка на иммунную систему, силы очень нужны.

Еще я рисую, меня очень тянет к гончарному делу. Недавно в Москве пошел в мастерскую керамики и отвел душу. И, конечно, я стараюсь как можно больше читать художественной литературы. Последнее из прочитанного – «Шагреневая кожа» Бальзака, в моем окружении все сейчас этот роман читают. А из современного – почти весь Паоло Коэльо.

Программа вечера в Махачкале была интересной, в нее были включены не шлягеры и хиты, которые кочуют из концерта в концерт, а малоизвестные произведения. В первой половине концерта прозвучали арии из опер Пуччини, Чилеа, Верди, Джордано. Вторую часть концерта составили малоизвестные нашей публике неаполитанские песни Тости, Крещенцо, Куртиса, Капуа. Слушатели долго не отпускали певца, требуя исполнения на «бис».

Знакомство дагестанской публики с Али Магомедовым состоялось. Хочется пожелать ему больших успехов на европейской и мировой оперной сцене, и будем ждать его приездов в Дагестан.

Мария Шерматова

фото Юрия Иванова

Статьи из «Год культуры»