Купить PDF-версию
16:06 | 29 марта, Пт
Махачкала
X

Приоритетные проекты

Предваряя отчеты и подведение итогов реализации приоритетных проектов развития РД 2014 года, которые прошли в четырех территориальных округах Дагестана (в Шамилькале, Махачкале, Хасавюрте и Дербенте), прежде всего стоит отметить формат этих встреч. Своеобразная финишная прямая годовой работы всех без исключения республиканских министерств и муниципальных образований Дагестана, принимавших участие в реализации программных задач проектов, далась их руководителям совсем нелегко.

Окружные совещания, на которых держали отчет по курируемым ими проектам заместители министров, а также руководители комитетов и агентств РД относительно представленных на данной территории муниципалитетов, потребовали от них прежде всего хорошей физической формы и выносливости, так как они шли по 7-9 часов кряду без перерывов, обеда и перекуров. Пригодилось им также и умение говорить по существу, так как «водицу» модератор встреч, заместитель начальника Управления по экспертизе и контролю реализации проектов развития Администрации Главы и Правительства РД Марина Степаненко настойчиво отклоняла, требуя от докладчиков, представляющих республиканские структуры, как лаконичности, так и подтверждения наличия у муниципальных служащих деловой заинтересованности.

Вот чего-чего, а этой заинтересованности не во всех территориальных округах было достаточно. И не всегда причиной отсутствия интереса к докладам были непосредственно представители министерства. В Южном территориальном округе, пожалуй, был наименьший градус, да и представляли муниципалитеты отнюдь не руководители, подобающего столь ответственному делу ранга, как реализация приоритетных проектов развития Республики Дагестан. В Северном округе проглядывала подобная картина. Отсюда и качество полемики, которая вместо живого разбора сути проблем, актуальных для муниципалитетов, не выходила за формальные рамки отчета, констатации известных фактов, и это все в лучшем случае, так как в залах, где проходили окружные совещания, зачастую царили элементарное незнание предмета разговора и вопиющая некомпетентность муниципальных служащих.

Другое дело в Горном территориальном округе, где на совещании присутствовали 15 глав муниципальных образований с заместителями и кураторами отраслей. В деловой конструктивной атмосфере также прошло совещание в Центральном территориальном округе, в работе которого существенную помощь в налаживании тесного взаимодействия республиканских и муниципальных ветвей власти оказал полномочный представитель Главы РД Шамиль Зайналов. Здесь прежде всего, конечно, сказался высокий уровень подготовленности специалистов администрации Махачкалы, Буйнакска и прилегающих к столице муниципальных районов. Однако в Горном территориальном округе все же больше было живой заинтересованности и проглядывалось желание местных властей внести в копилку приоритетных проектов свой существенный и посильный вклад. Выступившие здесь главы озвучили целый ряд инициатив, осуществление которых определенно поможет поступательному развитию как горных территорий, так и Дагестана в целом.

Возвращаясь к формату встреч, следует выделить также методику работы Управления Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан по вопросам экспертизы и контролю реализации проектов развития, суть которой в том, чтобы научить работать согласованно и в тесном взаимодействии представителей различных уровней власти. Работать продуктивно, а не абы как. Как сказала Марина Степаненко, чтобы люди, занимающиеся в общем-то одним делом и руководствующиеся одними целями, били в одну точку. Шли друг другу навстречу, как при строительстве туннеля. Иначе, если ошибиться, вместо одного их получается два. Не факт, что завершенных, да еще и идущих в разные стороны.

Вот под таким прицелом и шла работа окружных совещаний в четырех территориальных образованиях республики, которую в кулуарах, если перефразировать образно отзывы участников, можно определить как шокотерапию. Когда это было в Дагестане, чтобы чиновники работали без перерыва весь восьмичасовой рабочий день! Тут невольно и вспомнишь обещания Рамазана Абдулатипова, говорившего, что он сам намерен трудиться без передыху и чиновников впрячь в работу. Так оно и вышло, хоть и ропщут многие. Теперь дело — за результативностью.

Собственно об этом в части, касаемой территорий, представленных на совещаниях, и докладывали заместители руководителей республиканских министерств коллегам из муниципалитетов. Последние в свою очередь имели возможность либо опровергнуть, либо дополнить доклады, предложить решение, обозначить проблему. Прошлись по всему спектру приоритетных проектов развития Республики Дагестан. Их сегодня семь: «Инвестиции и эффективное территориальное развитие», «Новая индустриализация», «Точки роста», «Эффективное государственное управление», «Безопасный Дагестан», «Эффективный агропромышленный комплекс» и «Человеческий капитал» плюс множество подпрограмм.

Обсуждение приоритетного проекта «Эффективный АПК» выявило ряд острых проблем, причем обсуждение этого проекта было наиболее горячим в Горном территориальном округе, видимо, в силу того, какое место АПК занимает в горных районах. Одна из наиболее острых проблем, касающихся практически всех территорий республики, была озвучена главой Гунибского района Пахрудином Магомедовым.

— В районах нет нормального, достоверного хозяйственного учета, — сказал он. — Одним словом, ни один глава не знает достоверно, сколько хозяйств в районе, сколько у них земли, какое поголовье и многое другое. Необходимо сделать похозяйственный учет, причем электронный, в онлайн-режиме, только тогда мы сможем четко представить картину происходящего, причем информация с этого ресурса будет идти во все заинтересованные ведомства. Сразу снимутся вопросы налогообложения, кадастровики увидят, с кем необходимо работать, Минсельхоз и мы будем знать, сколько у нас ЛПХ и КФХ, какие земли в запасе. В общем это будет хороший фундамент,- уверен Пахрудин Магомедов.

Серьезная проблема в районах с созданием кооперативов, вернее, в этом направлении даже нет движения. Впереди планеты всей, как говорится, Левашинский район. Его ставят в пример другим, но главы остальных районов возмущены таким сравнением, товарооборот некоторых сел Левашинского района превышает товарооборот целых районов.

— Ясно, что там вопросы кооперации более развиты, — отнекиваются главы. Существующая разница в развитии не должна пугать глав, нужно идти к цели, предпринимать какие-то шаги для того, чтобы нагнать развитые районы. Иначе отстающие так и будут в аутсайдерах.

Как можно заставить людей кооперироваться – это же добровольный процесс! Этот вопрос практически одновременно озвучили несколько глав горных муниципальных районов. Если заставить нельзя, то как минимум разъяснить преимущества такой кооперации главы могут. Сегодня почти у всех предпринимателей остро стоит вопрос сбыта готовой продукции, кооперативы как раз будут призваны снять этот вопрос. Главам нужно разъяснить эти моменты и довести до предпринимателей своего района.

Еще один не менее острый вопрос, который вызвал споры и дебаты участников совещания в Шамилькале, — это получение средств поддержки малых форм предпринимательства и начинающих предпринимателей. Главы нескольких районов выразили возмущение, что средства эти идут в обход администрации районов. Это ведет к тому, что поддержку получают не реальные предприниматели, работающие на благо района, а люди, далекие от АПК и предпринимательства, так называемые «асфальтные» фермеры. Позиция Минсельхоза, что все списки подписаны главами МО, но главы некоторых районов отказались от своего участия в данном вопросе и призвали показать им документы с их подписью.

Следующая проблема вскрылась в ходе обсуждения реализации приоритетного проекта развития РД «Эффективное государственное управление». На данный момент регламент оказания госуслуг не выполняет ни одна структура. Тысячи заявок висят, потому что вовремя не обратили внимание на многие вопросы. Одна из причин — в том, что много информации не было своевременно внесено в электронные базы данных. То есть та работа, которую нужно было сделать еще в начале 2000-х годов, до сих пор не сделана, и теперь все мы заложники этой ситуации.

Не менее остро стоит вопрос эффективного использования земель, выделенных под инвестпроекты. По словам замминистра земельных и имущественных отношений Сурхая Сурхаева, возможен отзыв таких земель. Многие инвесторы — как «собака на сене» и сами их не используют, и другим не дают. Вообще ситуация с землями — что с инвестиционными, что сельхозназначения – в муниципалитетах «аховая», в некоторых районах накладки земельных участков идут десятками гектаров. О каком эффективном управлении можно говорить при таком безобразии? В ходе обсуждения очень много вопросов было в адрес Росреестра и Кадастровой палаты. Это показатель того, насколько слабо развиты взаимоотношения между МО, министерством и этими службами, хотя все они в один голос заявляют, что тесно сотрудничают. Вопросы, поднимающиеся на территориальных совещаниях, показывают обратное.

По своей части работы по реализации проекта «Эффективное государственное управление» говорили представители Министерства связи и телекоммуникаций РД, которым в соответствии с утвержденной Схемой размещения МФЦ в Республике Дагестан необходимо до конца 2015 года обеспечить создание 55 МФЦ во всех городских округах и муниципальных районах Республики Дагестан. Также в 2015 году в республике необходимо обеспечить открытие 360 офисов МФЦ, в настоящее время созданы и функционируют 17 МФЦ. Все филиалы МФЦ Дагестана подключены к единой системе электронного документооборота, проводятся семинары с делопроизводителями многофункциональных центров районов и городов Дагестана, где они работают. В тех же муниципалитетах, где их еще нет, проводится работа по их организации и строительству. В Махачкале, к примеру, к концу года должны заработать МФЦ в двух районах столицы. Руководители муниципальных образований, говоря о работе МФЦ практически во всех территориальных округах, отмечали необходимость прозрачности как в их деятельности, так и в подборе персонала. Судя по отзывам, это удается далеко не всегда.

Обсуждение приоритетных про­ектов развития республики «Новая индустриализация» и «Точки роста» показало, что некоторые главы плохо понимают, что такое ивестплощадка, в чем разница между созданием инвестплощадки и просто привлечением инвестора в район. А о том, насколько они понимают разницу между индустриальными площадками и инвестиционными, и говорить не приходится. Наверное, поэтому многие районы горной территории так и не представили инвестиционные паспорта. Таким образом, вопрос создания инвестплощадок в районах повис.

Непонимание разницы инвестпроектов и инвестплощадок во многих районах налицо, но даже там, где понимание это и есть на уровне руководства МО, трудно найти его со стороны привлекаемого инвестора. Глава Шамильского района привел пример, когда крупный инвестор пришел в район и уже реализовал свой проект, но, столкнувшись с требованиями, связываться с инвестплощадкой не хочет. Говорит, что это лишняя головная боль. Правда, в чем эта головная боль заключается и как сделать так, чтобы инвестору не доставлять лишних проблем, никто так и не сказал. Да и непонятно, кто возьмет на себя выяснение позиции конкретного инвестора. Прихоть ли это одного человека или в системе господдержки что-то не так, и это тормозит и других инвесторов? Вопрос этот всплыл сам по себе, но ответа на него мы не услышали.

Развертывание индустриальных площадок также идет медленно. Главы жалуются на то, что рекомендации по ним носят формальный характер и они общедагестанские, то есть нет конкретных рекомендаций для отдельных территорий (скажем, горных), не говоря уже о специфических рекомендациях для конкретных районов. Это, по мнению глав, говорит об отсутствии глубины проработки вопросов. ppp.jpg

Министерства в свою очередь отмечают пассивность глав в решении многих вопросов, связанных с развёртыванием данных площадок. В первую очередь главы тянут с определением площадок, где уже есть хоть какая-то инфраструктура, чтобы на их базе развить индустриальную площадку. Главы призвали пересмотреть политику поддержки крупных инвестпроектов в пользу поддержки мелких предпринимателей на создаваемых инвестплощадках. Гораздо эффективнее для территориального развития будет помощь именно мелким предпринимателям, уверены здесь.

Казалось бы, более продвинутыми в организации инвестиционных площадок и индустриальных парков должны быть муниципалитеты Центрального территориального округа, однако нет. Судя по диалогу представителя Министерства промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан и муниципальных служащих, проглядывали явная несогласованность в работе и отсутствие должного взаимодействия. Вот небольшой отрывок этого диалога.

Министерство:

— Мы получили информацию об инвестиционных площадках в Махачкале, Карабудахкентском и Сергокалинском районах.

М.Степаненко:

— Почему остальных районов нет, кто может ответить?

— Кизилюртовский район:

— Все документы мы представили в министерство… Мы ее готовили, согласовано с корпорацией развития…

Министерство:

— Нет, такой информации у нас нет, мы ничего не получали…

Каков должен быть комментарий к этому диалогу, когда представители двух ветвей власти говорят о подведении итогов своей работы, словно они проживают в двух разных государствах, разделенных «железным занавесом». И это Центральный территориальный округ! Чего уж говорить о горных территориях? Мало того, в процессе такой полемики, которой в общем-то не должно быть по определению, так как подводятся итоги годовой работы по реализации проектов, участники к тому же вдруг начинают разбирать, в чем отличия инвестиционных площадок от индустриальных парков. Один из районов на запрос о создании инвестиционных площадок отчитался по индустриальным паркам. В Южном территориальном округе с пониманием поставленных задач и того хуже. По крайней мере здесь особого оживления по этой теме просто не было. Тишь да гладь, да божья благодать. Впрочем, нужно отметить и то, что работа в муниципалитетах в этом направлении все же ведется. К примеру, в Сергокалинском районе сами вышли на израильского инвестора. Есть наработки по созданию в районе производства по выращиванию индюшек. В таких случаях успех зависит от расторопности чиновников.

Обсуждение приоритетного проекта «Безопасный Дагестан» вызвало меньше всего вопросов, хотя это не означает, что здесь нет проблем, но многие вопросы понятны, а проблемы в основном связаны с финансированием намеченных мероприятий. Однако и здесь существует непаханое поле для деятельности в части проявления инициативы тех же республиканских структур, задействованных в реализации проекта.

Интересным было обсуждение мероприятий Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан.

В Центральном территориальном округе позиция Комитета, мягко говоря, была непонятной модератору совещания. Руководители районов обратились к представителю Комитета, казалось бы, с простым вопросом: как быть, как поступать учителям школ, когда старшеклассники отпрашиваются на пятничный намаз? На что прозвучал ответ: это должны решать педагогические советы этих школ. Но разве не в компетенции Комитета выработать и предложить наиболее приемлемую позицию в отношении подобных явлений? Ответ собравшимся так и не был дан.

Во всех территориальных округах также были выслушаны доклады представителей Министерства по национальной политике РД. Рассказывая о мероприятиях, проводимых в рамках приоритетного проекта, список которых не мал, руководители министерства отмечали необходимость усиления на местах работы с соотечественниками, возвращающимися из Сирии.

Проблемы, с которыми сталкиваются районы в реализации приоритетного проекта «Человеческий капитал», очень обширны, фактически каждая подпрограмма этого проекта в горах буксует, хотя, судя по совещаниям в других округах, эти проблемы характерны для всех районов.

К примеру, если говорить о подпрограммах «Просвещенный Дагестан» и «Школа будущего», в горных селах многие школы скорее можно назвать школами прошлого. Усугубляет ситуацию катастрофическая нехватка кадров. Кстати, эта же проблема всплыла при обсуждении подпрограммы «Англоязычный Дагестан». В одном только Ахвахском районе не хватает больше сотни учителей английского языка, что уж говорить об округе в целом. В Центральном и Южном территориальных округах каких-либо комментариев по проблематике образования не было, да и понятно, почему. Если же говорить предметно по «Школе будущего», оснащение целого ряда школ современной техникой – это, конечно же, большой прорыв для дагестанского образования, в особенности для сельских школ, так как школы городов того же Центрального территориального округа куда более обустроены и укомплектованы.

Обсуждение подпрограммы «Здоровый Дагестан» в свою очередь выявило, что работа зачастую формальна, в частности, в Горном территориальном округе. Так, представитель Министерства здравоохранения отчитался по многим горным районам о 100%-м охвате населения, что многие главы восприняли с усмешкой. В некоторых озвученных районах давно уже не работают рентген-кабинеты, а в министерстве об этом, видимо, и не знают. Один из глав вполне резонно заметил, что охватить 100% населения объективно невозможно, так как кто-то выезжает в другие регионы, кто-то вообще не обращается за медицинской помощью, и давать такую информацию просто смешно. Напротив, в Центральном и Северном территориальных округах каких-либо претензий к Мин­здраву предъявлено не было. Одна из задач врачей в подпрограмме «Здоровый Дагестан» — провести полную диспансеризацию населения, и, понятное дело, в горных селах ее провести куда тяжелее, нежели на равнине. Также выявились проблемы с этим в Южном территориальном округе, где представитель Министерства здравоохранения стал просто уговаривать муниципальные власти повлиять на ситуацию с диспансеризацией в ряде районов. Использовать административный ресурс для укрепления здоровья жителей — вовсе не преступление, и очевидно, что промахи на местах есть.

Отдельная история и с подпрограммой «Молодой Дагестан», в рамках которой обозначена работа Минмолодежи и Минобразования с молодежью республики. Пока вся работа строится на вовлечении молодежи в культурно-развлекательную среду: КВНы, концерты и пропаганда в молодежной среде здорового образа жизни и противодействие террору. При этом какой-то четко обозначенной политики по социализации молодежи в районах, созданию условий для ее роста и вовлечения в социальную и экономическую деятельность своего района и республики нет.

Ряд замечаний Марины Степаненко по этому поводу был обращен в сторону как министерства, так и муниципальных властей. Отмечая значимость проблемы, неоднократно выделяемой из ряда актуальных Главой РД, она говорила о необходимости более активной совместной работы этих структур. Нужен поиск новых форм работы по вовлечению молодежи в социально-политическую жизнь, реальной помощи ей в трудоустройстве и организации культурного досуга, что, к сожалению, относится к большей части дагестанских сел, пока нет.

Одним из наиболее сложных и долгих во всех территориальных округах было обсуждение приоритетного проекта «Обеление» экономики». Наиболее остра сегодня проблема постановки на учет обнаруженных «теневых» бизнесменов, поднятая главой Акушинского района Ахмедом Магарамовым, его поддержали многие главы. То есть главы находят у себя незарегистрированных бизнесменов, что в принципе несложно в горах, где все на виду, особенно те, у кого хоть какой-то бизнес, но на налоговый учет эти люди не становятся. По мнению глав МО, это недоработка налоговиков.

Другой пример, озвученный одним из глав, – просто из ряда вон выходящий. Кадастровая служба передала в администрацию пакет документов на десяток тысяч земельных участков, но в налоговую базу из них сели меньше 20%. Где остальные участки?

После недолгих взаимных препираний представителей Кадастровой и Налоговой служб стало понятно, что причина — в отсутствии должного взаимодействия между республиканскими структурами не только по вертикали, но и по горизонтали. Абсолютно дикая и непонятная ситуация, когда один государственный орган отчитывается, что отправил информацию, а другой — что ее не получил.

В принципе идентичная ситуация вырисовывается и по Центральному территориальному округу. Минэкономики докладывает и предъявляет претензии к муниципалитетам, а те в свою очередь заявляют совсем другие цифры. Такая, к слову, ситуация сложилась с Буйнакским районом и городом Буйнакском. Разбирательство на бегу ситуацию не прояснило.

Понять, что не клеится и почему налоговая база не пополняется нужными темпами, отчасти помогло совещание по Северному округу в Хасавюрте. Большинство вопросов и проблем однотипны во всех округах и районах. В ходе обсуждения той же проблемы выяснилось, что проблема в программе «Парус» не стыкуется с программой налоговой инспекции. Одним словом, эти две программы несовместимы. И теперь для МО встает вопрос: неужели 5-7 лет работы «коту под хвост»? Позиция муниципалитетов — что виновники должны теперь вручную занести всю эту информацию в базу налоговой, а у муниципалитетов своей работы предостаточно. Ситуация с землями, которые не попали в налоговую базу, как оказалось, не зависит от налоговиков. Данные из Росреестра поступают в налоговую службу, но сверяет и заносит эти данные ФКУ «Налоги и сервис», и, судя по всему, работа эта там идет с сильным отставанием.

Также руководители муниципальных образований практически во всех территориальных округах говорили о якобы завышенных планах по сбору налогов и о том, что их им навязали сверху. С этим участвовавший в работе совещания в Махачкале министр финансов РД Али Исламов не согласился.

— Бюджет, в котором прописывается доходная и расходная части, готовят муниципалитеты,- сказал он, что, конечно, помешало оправдать выполнение планов наполнения казны города Махачкалы. Так что и остальным муниципалитетам, провалившим план сбора налогов, оправдание это неуместно.

Министерство культуры РД держало отчет по целому ряду приоритетных проектов развития Республики Дагестан, таких как «Человеческий капитал», «Просвещенный Дагестан», «Культура и культурная политика Дагестана», по подпроекту «Социальная защита» — Министерство труда и социального развития.

В республике продолжаются работы по открытию центров традиционной культуры народов России в муниципальных образованиях Дагестана на базе культурно-досуговых учреждений. Также много других интересных проектов, в частности, ведется работа по консервации и сохранению 23 оборонительных башен как объектов мирового наследия. Интересное развитие получил разговор о реализации долгосрочного подпроекта «Культура – детям села» в Южном территориальном округе. Здесь по причине слабой работы местных властей дети из южных муниципалитетов не посещают культурные учреждения Махачкалы, не используют возможности, которые предоставляла им программа проекта.

Безупречными были доклады Министерства спорта РД по подпрограмме «Спортивный Дагестан». Приятно отметить, что в этом плане Дагестан развивается и что растет количество чемпионов по самым разным видам спорта и количество спортивных залов и сооружений. Как отметили в Минспорта РД, в минувшем году их построено несколько десятков в самых разных районах Дагестана в основном за счет средств частных инвесторов.

Джангиши Гадисов

Шамиль Зулкарнаев

Статьи из «Приоритетные проекты»