Сетевое издание «Дагестанская правда»

03:00 | 30 сентября, Ср

Махачкала

Weather Icon

«Бездорожная» экономика убыточна

A- A+

Эффективность развития экономики Дагестана зависит от основных составляющих, среди которых рыночная инфраструктура. С помощью ее становления участники деловых взаимоотношений обретают возможность осуществлять торговые операции, которые ускоряют производство и реализацию продукции аграрного комплекса республики. Немаловажную роль в развитии аграрной сферы Дагестана играет ее дорожно-транспортный комплекс, состояние которого напрямую влияет на экономическое благосостояние региона.

Проведенное исследование показало, что в тех районах сельской местности, которые неудовлетворительно обеспечены автодорогами, доля транспортных издержек в себестоимости сельскохозяйственной продукции достигает 30-35%. В результате каждое такое «бездорожное» хозяйство несет большие потери. А при перевозке, к примеру, зерна по бездорожью потери составляют более 2,5-3%.

Региональная транспортная система должна формироваться под воздействием таких факторов, как размещение и развитие хозяйства, расположение населенных пунктов, направление и мощность межрайонных и внутрирайонных экономических связей, размещение курортов.

В результате комплексного анализа мы можем выделить следующие прорывные вопросы, решение которых повысит эффективность функционирования транспортной системы в сфере сельского хозяйства. Необходимо стабилизировать тарифную политику дорожно-транспортной системы, повысить объем экспортных и импортных тарифных агроперевозок, увеличить выпуск новых видов транспортных средств для экономики аграрного сектора, совершенствовать качество транспортных услуг и автомобильно-дорожной сети.

При анализе логистического бизнеса региона выявлены следующие проблемы: изношенность подвижного состава, трудности при построении маршрутов грузоперевозок, недогруз подвижного состава, что приводит к высокой себестоимости продукции, страхование груза и транспорта, динамика роста цен на топливо и комплектующие запчасти, наличие уязвимости законодательной системы и многое другое.

Эволюция транспортной инфраструктуры – магистральное направление рыночной экономики. Устойчивое ее развитие, как показывает практика, позволяет наиболее полно и комплексно использовать производственный потенциал, сокращать время нахождения материальных благ в сфере обращения, повышать мобильность производственных ресурсов, что способствует эффективности сельхозпроизводства и перевозок продукции. Мне кажется, для прорывного развития отрасли нужно разработать программу инфраструктурного обеспечения агропромышленного комплекса в условиях рыночного регулирования экономики Дагестана, Северо-Кавказского федерального округа и РФ в целом, включая меры по финансовому обеспечению их реализации.

Важно организовать для сельхозпроизводителей инфраструктурные лизинговые услуги, поставку им техники и оборудования в соответствии с потребностями. Следует обеспечить развитие инфраструктуры в сельской местности, повышение уровня жизни крестьян в регионе (решить проблему создания сельской инфраструктуры), ввести льготные железнодорожные тарифы на сезонные перевозки продукции агропромышленного комплекса, создать новую систему управления производственной инфраструктуры в АПК с учетом государственной поддержки развития её составляющих.

Прорывное формирование всех видов производственной инфраструктуры в условиях модернизации российского общества – это не только экономическая задача, но и задача обеспечения единства Северо-Кавказского федерального округа. С учетом важного значения функционирования отраслей инфраструктуры масштабной целью её развития является формирование интегрированной инфраструктурной системы АПК регионов страны, которая обеспечивала бы потребности общества качественными и конкурентоспособными видами продукции.

Анализ показал существенное отставание развития материально-технической базы инфраструктуры от потребностей аграрной экономики, непропорциональность развития отдельных отраслей транспортной инфраструктуры и т.д. Острота проблем развития и функционирования ее объектов усугубляется ведомостью управления и прогнозирования, что ведет к недостаточному использованию производственно-технического потенциала.

Неудовлетворительное развитие инфраструктуры – следствие не только ограниченности материальных, производственных и трудовых ресурсов, выделяемых на ее развитие, но и результат определенных просчетов прогнозирования. Таким образом, одной из важных проблем инфраструктуры в настоящее время является повышение степени научной обоснованности прогнозных заданий по ее развитию.

Средства федерального и республиканского бюджетов, выделяемые на государственную поддержку агропромышленного комплекса, необходимо использовать для финансирования мероприятий по повышению инфраструктурного обслуживания, научных исследований, направленных на стабилизацию социально-экономических процессов АПК, на оказание помощи крестьянским хозяйствам, поддержку формирования производственной инфраструктуры.

Взаимосвязанное и комплексное решение поставленных вопросов позволит обеспечить более эффективное функционирование и развитие производственной инфраструктуры в эволюции экономики аграрного сектора Дагестана.

В связи с тем, что в ближайшие годы намечается увеличить производство продукции аграрного сектора экономики, необходимо разработать и реализовать методы инфраструктурного перевооружения предприятий аграрного комплекса, укрепления материально-технической оснащенности сельского хозяйства.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»