Купить PDF-версию
05:36 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
09:50 22.11.2018

Цель – укрепление присутствия России на Каспии

Мурад Хидиров, генеральный директор АО «Махачкалинский морской торговый порт»
Выпуск - 2018 №№ 302-303
72

За 10 месяцев этого года общий грузооборот АО «Махачкалинский морской торговый порт» вырос почти на 184% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Всего за январь-октябрь махачкалинские портовики переработали 2,1 млн тонн наливных и сухих грузов.

Официально Махачкалинский морской торговый порт существует с 1870 года, когда в середине октября начальник Кавказского военно-инженерного управления генерал-майор Павел Рерберг доложил главнокомандующему Кавказской армии великому князю Михаилу Николаевичу об окончании строительства Петровской гавани и передаче ее в ведение Управления путей сообщения. А уже 19 ноября 1870 года, как рассказывают архивные источники, пушечные выстрелы с крепости на горе Анжи-Арка возвестили об открытии нового российского морского торгового порта на Каспии. Так началась история южных морских ворот России.

Сегодня Махачкалинский морской торговый порт – это современное предприятие, связующее транспортную систему Юга России с государствами Каспийского региона. Общая протяженность причальных стенок составляет около 1500 м. Только в нефтеналивном районе порта действуют 5 специализированных причалов, способных обслуживать одновременно 5 танкеров. А годовая мощность порта по перевалке нефти составляет 7,9 млн тонн.

Все причалы генеральных грузов в сухогрузной гавани механизированы, они оснащены необходимой перегрузочной техникой, имеют подъездные и выставочные железнодорожные пути. В порту функционируют также железнодорожный и автомобильный паромные причалы для перегрузки железнодорожных вагонов, автомобилей и контейнеров общей грузоподъемностью до 1,3 млн тонн в год. Кстати, туркменская сторона заявила, что заинтересована в восстановлении паромного сообщения между Махачкалой и Туркменбаши (крупнейший порт Туркменистана). Подчеркнем, что Махачкалинский морской торговый порт – единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии, который принимает суда длиной до 150 метров и с осадкой до 4,5 метра в сухогрузной гавани и до 6,5 м в неф­теналивной гавани.

Став одним из ключевых игроков в транспортной логистике на юге страны, Махачкалинский порт удачно вписывается в общую концепцию развития транспортного коридора «Север – Юг». Транспортировка каспийской нефти и перевалка грузов, формирующихся в Казахстане, Туркмении, Иране и других странах Каспийского региона, через Махачкалу наиболее выгодна и значительно уменьшает сроки доставки грузов до западных стран. А если учесть геополитическое и стратегическое положение республики, то становится ясно, почему внимание многих компаний и потенциальных инвесторов приковано к нему. Только в этом году в порту по нашему приглашению побывали делегации бизнесменов из Ирана, Казахстана, Туркмении и из регионов нашей страны; они присматриваются, изучают возможные пути сотрудничества.

Сохранение экономической и финансовой устойчивости предприятия – главная задача руководства порта. Вопреки кризису, стараемся увеличивать грузооборот, ведем поиск новых актуальных видов грузов. Гибкая тарифная политика, эффективное использование собственных ресурсов и внедрение современных перегрузочных технологий помогли порту стабилизировать экономическую ситуацию.

Махачкалинский морской торговый порт сохраняет лидерство среди российских портов Каспийского бассейна. По данным Ассоциации морских портов России, около 53% из всех переваленных с начала года 14 морскими операторами грузов приходится на долю дагестанского порта.

Основную долю грузооборота сегодня составляет сырая нефть. С начала года ее удалось перевалить более 1,7 млн тонн, что на 198% выше аналогичных показателей 2017 года. Высокую положительную динамику порт продолжает показывать и в другом сегменте грузооборота. Перевалка сухих грузов за 10 месяцев выросла на 138,7% и составила более 387 тысяч тонн.

Экспорт зерна остается приоритетным направлением деятельности порта. За отчетный период в Иран отгружено более 300 тысяч тонн зерновых. И здесь зафиксирован рост объемов перевалки почти на 180% против результатов прошлого года. А если исключить субъективные и объективные факторы, мешающие стабильной работе, коллектив порта способен в разы увеличить производственные показатели. Рост объемов грузо­оборота обеспечивается за счет внутренних резервов.

С 2010 года с приходом новой команды управленцев порт не привлекал ни одного рубля кредитов и бюджетных средств. Нам удалось построить самодостаточный финансовый механизм, позволивший за счет операционной деятельности обеспечить жизнеспособность предприятия. Кстати, администрация предприятия наряду с производственными задачами активно решает и вопросы социальной защиты коллектива. Растет зарплата работников предприятия, они получают ее регулярно и без задержек. Одновременно мы не забываем о своей ответственности перед обществом, каждый год завершаем без долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами, своевременно платим налоги.

Значимость Махачкалинского морского торгового порта возрастает в связи с масштабным освоением новых нефтяных месторождений на Каспии. Мощности порта позволяют сегодня обеспечить значительный рост объемов перевалки нефти и нефтепродуктов. Но российскую нефть везут мимо Махачкалы. В торговом порту надеются, что с вводом в эксплуатацию новых месторождений на Каспийском шельфе ситуация с перевалкой жидких грузов кардинально изменится: российские нефтяные компании, работающие на Каспии, вернутся в Махачкалу.

Выгода очевидна: не только порт получит на перевалке этой нефти дополнительные доходы, но и в республиканский бюджет поступят значительные налоговые отчисления.

Мы надеемся, что для порта новые перспективы откроются и в рамках программы возрождения Великого шелкового пути, пролегавшего некогда через Дагестан. Не первый год идут межгосударственные консультации Исламской Республики Иран и России по созданию «зеленого коридора» – специального комплекса правительственных решений, позволяющих досматривать и оформлять сельскохозяйственные грузы двух стран в упрощенном порядке. Если, наконец, удастся запустить этот долгожданный коридор, то торгово-экономические связи в регионе получат новый импульс развития.

Рынки сбыта Ирана и Индии для российских портов Каспийского бассейна в стратегии, разработанной Минкавказом России, видятся наиболее перспективными. Самыми востребованными в Иране в ближайшей перспективе, по прогнозам экономистов, должны стать сельхозпродукция, кормовые шпроты, коксующийся уголь. А Индия, согласно прогнозу, будет нуждаться в импорте бумаги, химии и сельхозпродукции.

Годовой товарооборот между Ираном и Россией, который сегодня составляет около 800 млн долларов, в ближайшей перспективе способен значительно вырасти, и существенная доля этого роста придется на Дагестан, если, конечно, республика предложит соседям интересные проекты.

Развитие инфраструктуры, увеличение объемов перевалки грузов и повышение качества услуг – эти перспективы коллектив порта определил на ближайшее будущее. Стратегическая задача – повысить эффективность работы порта. А если будут созданы благоприятные условия для грузовладельцев и решены существующие проблемы, то транспортный коридор «Север – Юг», по оценке экспертов, привлечет новые значительные объемы грузов. И не только.

По своему профилю Махачкалинский порт является универсальным, то есть здесь переваливают практически любые грузы – и жидкие, и сыпучие. А в ближайшие годы, возможно, один из шести причалов станет пассажирским, чтобы там могли останавливаться корабли-паромы. В программе развития портов Каспийского бассейна есть планы по строительству паромного пассажирского терминала и пассажирского вокзала – проектирование до 2021-2022 годов, а само строительство – до 2030 года.

Можно с уверенностью сказать, что сегодня Махачкалинский морской торговый порт работает на укрепление позиций российского транспортного флота на Каспии. Менеджеры порта разрабатывают программу его дальнейшего развития, имеющую стратегическое значение не только для экономики нашего региона. Модернизация предприятия способствует росту отчислений в бюджет, обеспечивает стабильную и гарантированную заработную плату рабочим и инженерно-техническим работникам. Программа развития порта направлена на полноценную реализацию Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, разработанной в соответствии с поручением Президента РФ и в ноябре 2017 года утвержденной Правительством страны.

Основная цель Стратегии – укрепление экономического и геополитического присутствия России в Каспийском море, расширение и углубление экономических и культурных связей со странами Каспийского бассейна, создание условий для дополнительного социально-экономического развития Каспийского региона России путём увеличения грузопотоков международной торговли, проходящих через порты Каспийского бассейна. Уверен, впереди нас ждут большие дела.

Разумеется, любые планы останутся на бумаге, если их некому реализовать. А в порту трудится опытный коллектив, ему любые задачи по плечу. Он свой профессионализм и преданность делу доказывает каж­додневным трудом.

Статьи из «Экономика»

Рынок сбыта расширяется

38
Сегодня в стране мер поддержки предпринимательства действует много. А после прозвучавшего...

Под пристальным вниманием

3
Энергосистема Дагестана, подверженная из-за крайней изношенности высокой аварийности,...

Чеки онлайн

3
УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что кассовый чек – документ, который...

ГЖИ мониторит ситуацию

6
Проект «День собственника» инициирован для того, чтобы в очередной раз напомнить всем...

Есть и обувь, и текстиль

55
Порядка 40 предпринимателей и компаний текстильной, обувной и легкой промышленности вошли в Ассоциацию текстильщиков России (АТР), создав ее дагестанское...

В Махачкале прошла ярмарка трудоустройства

22
Как найти работу? С чего начать? Эти и другие...

Реальные кадры

222
В современном быстроменяющемся мире наличие компетентных и профессионально подготовленных...

Из жизни дагестанской лозы

132
В последние годы отрасль виноградарства Дагестана заметно оживилась. Растущая год от года...