Что нужно для прорыва?
Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию говорил о необходимости доведения продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, выпускаемой предприятиями ОПК, к 2020 году не менее чем до 17%. В настоящем этот показатель в России очень низок. В Дагестане, где долгие годы был спад промышленной сферы, при нынешнем росте индекса промышленного производства объем гражданской продукции также невелик.
Между тем к 2025 году этот показатель необходимо довести до 30%, а к 2030 году — до 50%. Дагестан в этом процессе принимает самое активное участие. Продолжаем серию публикаций с круглого стола, состоявшегося в Министерстве промышленности РД по этому поводу.
О том, какими должны быть подходы к промышленной политике для осуществления этого прорыва, высказался председатель Совета директоров ОАО «Авиаагрегат» Сайпула Пирилов.
— Много у нас сегодня препятствий на пути успешной реализации проекта «Новая индустриализация», модернизации нашей промышленности и ее поступательного развития, — говорит он. — В этой связи стоит коснуться проблем, которые существуют на федеральном уровне. Да, согласен, в настоящем в России есть законодательная и нормативно-правовая база, промышленная стратегия и политика, разработанные на передовом уровне. Она должна решать вопросы инвестирования, развития промышленного сектора и привести к модернизации, приобретению новейших технологий, но, увы, в реалии все это не работает. Не работает в полную силу.
Нам сегодня нужен эффективный механизм, который бы не зависел от чиновников и денежных магнатов. Чтобы этот механизм стимулировал развитие производственной сферы, чтобы предприниматели могли реализовывать свои идеи и достойные проекты. Ведь с чего все начинается в производстве? С финансовых средств. Сегодня же в России их практически невозможно получить. Под любой, пусть самый перспективный и рентабельный, проект получить финансирование практически невозможно. Потому что в стране любой чиновник, функционер разного ранга могут поставить такие условия, что в одночасье дело и вовсе придется закрывать. Разве у завода «Авиаагрегат» был плохой проект? Он сулил развитие автомобилестроения в Дагестане, мог реально скооперировать все существующие промышленные предприятия. В случае его успешной реализации заводы имели бы стабильные долговременные заказы и главное – республика получила бы налоги и тысячи новых рабочих мест.
Но дело не пошло, тогда как в других регионах страны, таких областях, как Калужская, Ленинградская, Липецкая, подобные проекты получили развитие. Там в настоящем построено несколько автомобилестроительных заводов. Благодаря китайским инвестициям в 2016 году, в частности в Липецкой области, было выпущено порядка 12 тысяч автомобилей. Проблемы сами мы себе создаем. Вот в чем дело. В советское время был создан мощный промышленный комплекс в Дагестане. А что сегодня? Республика практически не обладает реальными ресурсами и возможностями для поддержки промышленного сектора экономики. У нас в Дагестане есть деньги в бюджете на развитие? Увы, нет. У нас в программных документах, конечно, есть пункты государственной поддержки, к примеру, на разработку проектно-сметной документации, составление бизнес-планов. Есть преференции, но всего этого, конечно, недостаточно. Мы в свой проект вложили более 55 миллионов рублей, это не считая трат на командировочные, на поездки в Москву и в Китай. И что? Результат нулевой.
Мы рады, что в республике, наконец, все сдвинулось с мертвой точки и наблюдается устойчивый рост промышленного производства. Во многом это успех личностей, руководителей, которые сумели в столь непростых условиях не только выживать, но и расти. Но что будет дальше? Об этом нужно задумываться уже сейчас. Нам нужен эффективный механизм развития. Да, у нас сегодня высокий темп роста, и мало кто в стране может похвастать подобными показателями, но ведь эти показатели нам дает лишь небольшое число предприятий, тогда как у нас их десятки, и они на грани выживания. Оборонный заказ – это хорошо, но ведь и он имеет пределы как в объемах, так и во времени. Что мы будет делать завтра? Как мы будем расти дальше?
К сожалению, непросто в России и с выпуском гражданской продукции. Вот у нас на заводе выпускалась высокотехнологичная продукция, было налажено производство гидроусилителей руля. АвтоВАЗ, не посчитавшись ни с чем, отдал его корейцам. Почему? Корейцы якобы обещали снизить цену, если все изделия будут производить исключительно они. Так и мы бы снизили цену, но, увы, причины были там совсем иные. Они еще корейцам 500 тысяч евро на освоение производства гидроусилителя руля дали. А как же поддержка отечественного производителя?
Много чего у нас есть в разработке. Есть много идей и проектов, однако трудностей и препятствий для их осуществления еще больше. Тот же монополизм на рынке. Как конкурировать с крупными компаниями в существующих реалиях? Для этого нам прежде всего необходимы высокие технологии, важно добиться высокой рентабельности, и для этого нужны средства на закупку оборудования, квалифицированный персонал. Денег для этого у нас нет!
Считаю, что основа, на которую можно опереться и идти дальше, перевооружить наши заводы, – это создание условий доступности финансовых средств, долгосрочных кредитов. Нужен также эффективный механизм, позволяющий беспрепятственно развиваться всем промышленным предприятиям.