Купить PDF-версию
21:59 | 26 декабря, Чт
Махачкала
X
09:27 20.04.2018

Долги начисляет компьютер

Аскар Магомедов
Выпуск - 2018 №№ 115-116
139

В последнее время жители нашей республики стали часто обращаться в местные СМИ с просьбой разобраться в ситуации, когда они сталкиваются с необоснованным начислением платежей за потребленные коммунальные услуги. В частности, речь идет о платежах за электроэнергию и сетевой газ. «ДП» постаралась детально разобраться в этой проблеме.

Обязанности граждан

Статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации гласит, что все граждане и организации обязаны оплачивать жилищно-коммунальные услуги вовремя и в полном объеме.

Правила, по которым начисляются платежи за потребленные услуги, а также их перерасчет, регулируются постановлением Правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах», вышедшим в свет 6 мая 2011 года.

Согласно документу, сумма коммунальных платежей рассчитывается согласно показаниям индивидуальных приборов учета, а если счетчики (на воду и газ) в домовладении отсутствуют, тогда начисление происходит на основе общих нормативов потребления, устанавливаемых местными властями.

В 2018 году согласно Закону о коммунальных платежах сумма пени за один день неуплаты выросла для физических лиц с 1/300 ключевой ставки Центробанка (8,25% годовых) до 1/170 (17,7% годовых). Следует напомнить, что начисление пени происходит по истечении трех месяцев неоплаты услуг. Нельзя забывать и о том, что ключевая ставка Центробанка постоянно меняется, вследствие чего размер пени со временем может быть уменьшен или увеличен.

Призыв к наведению порядка

Ситуация с необоснованным начислением платежей за потребленные коммунальные услуги недавно была поднята на республиканском уровне. Эту тему 10 апреля в ходе совещания по состоянию и мерам по улучшению ситуации в сфере топливно-­энергетического комплекса Дагестана затронул премьер-министр региона Артём Здунов.

По его словам, жители республики сталкиваются с фактами, когда на их счетах в платежных документах неожиданно появляются необоснованно начисленные суммы долга. При этом он отметил, что долги появляются, даже если люди оплачивают потребленные услуги. «Граждане вынуждены пройти множество мытарств, чтобы добиться отмены этого решения. Приходится тратить время и деньги, доказывая свою правоту. Считаю необходимым совместными усилиями навести порядок в этом вопросе», – сказал Артём Здунов.

Кроме того, на вышеупомянутом совещании был поднят вопрос, касающийся ситуации со сбором платежей за потребляемые энергоресурсы. По данным Председателя Правительства РД, уровень сборов за последние годы остается крайне низким. «За прошлый год – 84% в энергетике, 51% – в газовой сфере. Долги, я считаю, просто запредельные. Существующий уровень платежей и злоупотребления в данной сфере не только негативно отражаются на имидже нашей республики, но и ведут к подпитке подпольных структур за счет нелегальных доходов», – отметил А.Здунов.

Касательно вышесказанного, от себя добавлю, что, несмотря на все имеющиеся финансовые проблемы, люди готовы простоять не один час в очереди, чтобы оплатить коммунальные услуги. Спрашивается, почему же тогда сборы по коммунальным услугам остаются на низком уровне? На этот вопрос могут ответить соответствующие службы, которые должны заниматься сбором платежей не только с добропорядочных плательщиков, но и со злостных должников. В их перечень входят не только предприятия, но и владельцы роскошных частных домов, которые скрываются от инспекторов-контроллеров за крепкими и высокими заборами.

Жалобы абонентов

Для того чтобы побеседовать с абонентами по поводу возможного необоснованного начисления долгов, я направился в пункты осуществления коммунальных платежей по ул. Радищева и пр. Петра I. При этом надо заметить, что уже не в первый раз наблюдаю картину, когда возле касс по приему платежей собираются немалые очереди. Кто-то из абонентов оплачивает старые долги, другие производят своевременную ежемесячную оплату за потребленные услуги. Однако долги (в частности, на лицевых счетах жителей Махачкалы) все же появляются. В основном наличие долгов выясняется непосредственно в процессе оплаты, и как следствие завязывается спор абонента с кассиром. Кассир же спокойным тоном объясняет возмущенному абоненту, что для корректировки показаний по электроэнергии гражданину необходимо обратиться в Центр обслуживания потребителей (Махачкалинские горэлектросети), который располагается по адресу: ул. Абубакарова, 119 (Чернышевского). Когда дело касается начисления долгов за газ, то советуют обращаться в абонентский отдел «Газпром меж­регионгаз Махачкала» по адресу: пр. И. Шамиля, 50«а».

В ходе личной беседы так называемые «необоснованные» должники поведали, что они ни сном, ни духом не ведали, что у них на счету появятся немалые, по их меркам, долги. Получая пенсию или зарплату, они стараются ежемесячно оплачивать счета за потребленные коммунальные услуги, но, к сожалению, это не всегда удается, так как нужд много, а денег мало. И вот, не заплатив за один или два месяца, они в итоге узнают, что у них вместо долга, который согласно показаниям счетчика составил 1200 рублей, на счету высвечивается задолженность (увеличение показаний счетчика) в размере 2000-2500 рублей.

«Теперь, чтобы откорректировать показания счетчика (фактическое и сверхначисленное), нас отправляют в центры по обслуживанию абонентов. Почему же все это происходит? Неужели нам мало проблем в повседневной жизни, чтобы еще заниматься корректировкой счетчиков? – сетуют потребители коммунальных услуг.

Кроме того, по их словам, подобные факты наблюдаются и при использовании старых (советских) дисковых счетчиков по электроэнергии, но таких случаев крайне мало, так как в настоящее время активно проводится работа по их замене на электронные приборы учета.

Комментарий поставщиков услуг

Посетив Центр обслуживания потребителей (МРСК Северного Кавказа) по ул. Абубакарова, 119, я побеседовал с инженером I категории по транспортировке электроэнергии Камилем Рамазановым. Он прокомментировал случаи начисления долгов населению за потребленную электроэнергию. Так, по его словам, если абонент не производил оплату в течение одного-двух расчетных периодов (месяцев), то компьютер начисляет ему сумму долга по примерным нормативам потребления, высчитанным по предыдущим платежам.

«Чтобы избежать начисления показаний счетчика и соответственно долгов, абоненту необходимо ежемесячно вносить плату за потребленную услугу. Зачастую люди бывают сами виноваты, а потом начинают жаловаться в различные инстанции. Что касается корректировки показаний счетчика, то, согласно пункту 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных и жилых домов, абонент должен ежемесячно представлять в отдел показания счетчика. К сожалению, штатное расписание не позволяет задействовать в этом процессе инспекторов-контроллеров, так как каждый внутригородской район обслуживают всего 8-9 человек», – подытожил Камиль Рамазанов.

К сведению абонентов, фотографию счетчика с текущими показаниями необходимо представлять в распечатанном виде.

В похожем ключе прокомментировали начисление платежей населению и в абонентском отделе «Газпром межрегионгаз Махачкала».

«Наиболее часто начисление долгов производится, когда абоненты несвоевременно платят за потребленный газ. К примеру, если абонент не заплатил за один месяц, то в следующем расчетном периоде начисление происходит не по показаниям счетчиков, а по нормативу потребления», – пояснили в отделе.

Технологии для народа

Когда речь заходит об оплате коммунальных услуг, то стоит отметить тот факт, что в эпоху заметного развития современных технологий в различных сферах жизнедеятельности человека процедура оплаты коммунальных услуг стала намного проще. Еще 15-20 лет назад нельзя было и представить, что можно будет оплачивать коммунальные услуги, даже не выходя из дома. Согласитесь, простаивать по несколько часов в очереди — не особо приятное занятие, особенно учитывая, что плату за ту или иную услугу (при наличии банковской карты) можно произвести в течение нескольких минут. Для подобных целей населению предоставлены не только банковские терминалы, но и приложения для современного мобильного телефона (смартфона), которые позволяют пользоваться онлайн-сервисами для осуществления платежей. Помимо неоспоримого удобства, данные приложения позволяют вывести из «тени» экономику городов, областей и республик страны, обеспечивая прозрачность финансовых потоков, и способствуют снижению наличного денежного оборота.

Если о вышеприведенных технологиях дагестанский потребитель коммунальных услуг более-менее осведомлен, то вот о наличии услуги «Личный кабинет» знают наверняка немногие. К их сведению, хотелось бы сообщить, что на сайтах ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала» и ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» имеются разделы «Личный кабинет», с помощью которых абоненты могут ознакомиться с начислениями и платежами по счету, осуществить занесение показаний счетчика и их корректировку, оплатить предоставленную услугу. Поверьте на слово, услуга «Личный кабинет» очень проста и удобна в обращении и позволяет не только существенно сэкономить время, но и быть более осведомленным о своем лицевом счете.

Статьи из «ЖКХ»

После ремонта – комфорт

9
Мы много говорим о ремонте социальных объектов – школ, детских садов, поликлиник, учреждений...

Аморальная жара, или Само не рассосётся

52
Мы полны парадоксальностей. Давайте рассудим....

Тарифы «обжигают»

23
С 1 июля 2024 года в Дагестане выросли тарифы на услуги ЖКХ, заявил в рамках пресс-конференции...

Энергосбережение: тренд или лозунг?

91
Электрогенерация в настоящее время обеспечивает...

«Больше слов, меньше дела»

16
«Важнейшей задачей, стоящей перед администрацией города и ресурсоснабжающими...

Несветлая сторона энергетики

53
«Призываем жителей Дагестана с пониманием отнестись к сложившейся ситуации, ведь работы...

Тарифы обоснованы, как и жалобы

29
Коммунальная тема крайне болезненна для дагестанцев и...

Зима прошла, проблемы остались

61
На дворе в разгаре весна. Холода, в проекции минувшего...