Купить PDF-версию
04:52 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
04:31 26.06.2012

Дороги – кровеносные сосуды экономики

Примерно год назад жители некоторых горных районов попросили временно открыть Гимринский туннель для того, чтобы они могли без потерь реализовать сельхозпродукцию.

Тогда Президент РД Магомедсалам Магомедов побывал на месте, убедился, что можно пойти людям навстречу. Тогда же были обозначены сроки окончательного завершения строительства туннеля. В минувшую субботу глава республики снова побывал у его строителей.

М.Магомедова в поездке сопровождали зам.Председателя Правительства РД Мухтар Меджидов, министр экономики РД Марат Ильясов, министр земельных и имущественных отношений РД Сефер Алиев, министр промышленности, энергетики и связи РД Магомедгусен Насрутдинов, заместитель Руководителя Администрации Президента и Правительства РД Расул Алиев, начальник ГКУ «Управление автомобильных дорог РД «Дагестанавтодор» Муртузали Муртузалиев, главы ряда районов республики. 

Напомним, что строительство Гимринского автодорожного туннеля (ГАДТ) длиной 4304 метра было начато гидроэнергетиками в середине 1979 года. Уникальность туннеля заключается не только в его большой протяженности, но и в том, что он проложен в сложных инженерно-геологических условиях под Гимринским хребтом на глубине 830 метров.

В 1991 году встречные забои туннеля соединились. До 2008 года туннель эксплуатировался в недостроенном виде, без какого то ни было оборудования. Реконструкция ГАДТ началась в 2008 году по проектной документации, разработанной ОАО «Ленгидропроект». Сметная стоимость строительства составляет 9,8 млрд рублей в ценах тех лет. Туннель запроектирован для двухполосного движения автотранспорта в обоих направлениях по параметрам автомобильных дорог IV технической категории. Ширина проезжей части составляет 7, высота – 5 метров.

Как пояснили представители генподрядчика, сейчас завершены основные строительно-монтажные работы. На стадии завершения находятся работы по электроснабжению, освещению, вентиляции, установке пожарного водопровода, окраске стен и свода. На всем протяжении туннеля в два слоя уложена крупнозернистая асфальтобетонная смесь. Что же еще осталось сделать? Предстоит выполнить работы по устройству сигнализации, связи, видео-, теленаблюдения и автоматизированной системы управления технологическими процессами, обустройству и благоустройству припортальных участков, а также по обеспечению отоплением, вентиляцией и кондиционированием зданий эксплуатационных служб и инженерного корпуса.

После осмотра сооружения Президент РД Магомедсалам Магомедов, руководитель ГКУ РД «Дагестанавтодор» Муртузали Муртузалиев и генеральный подрядчик строительства Гимринского автодорожного тоннеля, председатель совета директоров ОАО «Мостоотряд-99» Загид Хучбаров ответили на вопросы журналистов. 

«В последний раз, — сказал Магомедсалам Магомедов, — я здесь был в октябре прошлого года. С тех пор проделана большая работа, тоннель стал совершенно другим, тогда мы ходили в сапогах по колено в грязи. Основные работы уже выполнены, асфальт уложен, осталось уложить еще один слой. Осталась также очень сложная и важная работа, которая заключается в том, чтобы сделать этот тоннель управляемым и «умным». Там будет очень серьезная электронная начинка, вся система управления туннеля — автоматизированная. Сейчас этот этап идет, он очень важный, все самые последние достижения, которые есть в строительстве туннелей, здесь используются. С вводом в эксплуатацию этого туннеля мы решаем большой комплекс вопросов. Сроки, которые я тогда поставил перед строителями, были обозначены на август-сентябрь, мы их будем придерживаться, хотя в связи с тем, что оборудование не поступает в срок, возникают сложности, но я думаю, что успеем. Восемь горных районов смогут пользоваться этим туннелем, это крупнейшая транспортная развязка на сегодняшний день, которой мы будем гордиться».

Глава республики напомнил прошлогоднюю ситуацию, когда жители районов высказали желание пользоваться туннелем, перевозить свою сельхозпродукцию. Хотят они этого и ныне. Работа по наладке туннеля, которая должна продолжаться, требует полной остановки движения, там не должно быть загазованности, но потом все эти системы будут работать автоматически. И если мы сейчас их не сможем установить, практически туннель будет плохо управляем. Поэтому жители республики должны понимать, что нельзя сейчас этот вопрос поднимать, надо еще немного потерпеть, чтобы потом этот туннель работал, как нам сказали, до ста лет», — подчеркнул Президент РД.

Руководитель ОАО «Мосто­отряд-99» Загид Хучбаров также отметил, что подрядчик не будет торопиться в ущерб качеству, потому что «мы строим туннель не на год. Но по срокам обещал сделать для этого всё возможное».
Руководитель ГКУ РД «Дагестан­автодор» Муртузали Муртузалиев сообщил, что финансирование работ идет нормально, на данный момент уже получили 1 миллиард 315 миллионов рублей, из которых в подрядную организацию перечислено 800 миллионов. Оставшаяся сумма, которую нужно освоить, пойдет на закупку дорогостоящего оборудования.

«То, чего нет у нас в стране, заказано в Италии. Специалисты, которые изготавливают это оборудование, делают его специально под наш туннель, массового производства такого оборудования нет, это делается индивидуально. Заключены договора, специалисты приезжали сюда, на месте все обследовали, они должны изготовить это оборудование, и из-за этого в основном у нас задержка. Поэтому прошу жителей республики с пониманием отнестись к этому вопросу», — сказал он.

Глава республики в сопровождении официальных лиц также посетил Аймакинскую автодорогу, которая соединяет Буйнакский район с Гергебильским. Этот объект строится на благотворительные средства совета, возглавляемого Гамзатом Гамзатовым, потом дорога будет принята на баланс республики. М. Магомедов отметил, что оба этих объекта станут составными элементами туристических маршрутов, создавая кольцо, так как в республике планируется делать кольцевые дороги для туристических маршрутов.

Накануне этой рабочей поездки Президент РД в Грозном участвовал в совещании под руководством Дмитрия Медведева по развитию туристического кластера. Журналисты спросили главу республики, нет ли идеи о включении туннеля в какой-то туристический объект? 

— Туннель, — сказал Магомедсалам Магомедов, — безусловно, станет составным звеном нашего масштабного туристического проекта. Мы хотим сделать кольцевые дороги по республике – как раз для туристических маршрутов. В том числе и та благотворительная дорога, которую мы сегодня смотрели, тоже создает хорошее кольцо – Гергебиль, Унцукуль, Гимры, Буйнакск. Чем больше таких дорог, чем больше альтернативных маршрутов, тем интереснее, тем больше можно показать республику. А в рамках туристического кластера, конечно, транспортная составляющая – одна из самых главных. 

На том совещании мы основной упор делали на авиационном транспорте. Мы обязательно должны реконструировать махачкалинский аэропорт, довести его до современного уровня, чтобы все типы самолетов могли к нам прилетать, чтобы не было никаких ограничений. Плюс к этому мы должны построить региональные аэропорты в Дербенте и Матласе. Это все должно сделать государство. А все, что касается авиационного бизнеса, мы его передаем частникам. Сейчас махачкалинский аэропорт будет приватизироваться, и уже дальнейшую ценовую политику, тарифы определять будет частная компания. Мы, к сожалению, на это не влияем. Мы лишь через Федеральную антимонопольную службу можем следить за цено­образованием на билеты. 

Что мы хотим? Хотим, чтобы максимально большее количество авиакомпаний летало в республику. Эта конкуренция обязательно приведет к падению цен. Везде такой подход, и другого быть не может. С начала июля в Дагестан будет летать ещё одна авиакомпания с большими бортами – «Боинг-757» вмещает двести с лишним пассажиров. У них цена, как они заявили, составит около пяти тысяч рублей. (Имеется в виду перелет в Москву – ред.). Поэтому мы будем развивать конкуренцию в этой отрасли, чтобы и остальные авиаперевозчики вынуждены были снижать цены на билеты. Это для нас важно. У нас и так есть определенные риски, а тут ещё цена билетов высокая, конечно, это отпугивает любого туриста. Мы будем за этим следить и через механизмы рыночной конкуренции заставим снижать цены.

Затем в здании Буйнакской гор­администрации Президент РД провел совещание по развитию автодорог в республике. В нем приняли участие заместитель Председателя Правительства РД Мухтар Меджидов, министр экономики РД Марат Ильясов, министр земельных и имущественных отношений РД Сефер Алиев, председатель Комитета по транспорту РД Саид Саидов, председатель Общественной палаты РД Гамзат Гамзатов, начальник ГКУ «Управление автомобильных дорог РД «Дагестанавтодор» Муртузали Муртузалиев, главы муниципальных образований и другие должностные лица.

Открывая совещание, глава республики еще раз отметил важность Гимринского тоннеля как ключевого объекта, требующего серьезного внимания. Глава республики сообщил, что эту стройку на контроле держит президент страны и на последней встрече интересовался ходом работ по его реконструкции.

«С этого года, — сказал Президент РД Магомедсалам Магомедов, — введена другая система финансирования отрасли, вернее, несколько лет назад она была, сейчас вернулись к этому — созданы дорожные фонды для финансирования строительства и капитального ремонта дорог. Это позволяет нам увеличить средства, потому что дорожный фонд формируется по специальной формуле, автоматически, независимо от наших пожеланий, исходя из акцизов, транспортного налога. Поэтому мы просчитали, что в ближайшие 3-4 года из этого дорожного фонда мы должны около 22 миллиардов рублей инвестировать в дорожное хозяйство. Эти средства открывают серьезные возможности. Я думаю, что эти средства позволят нам за ближайшие 4-5 лет улучшить ситуацию в дорожном хозяйстве. Уже есть у нас достижения, мы можем гордиться тем, что за последние 3-4 года дорогами с асфальтовым покрытием соединили административные центры таких районов, как Рутульский, Агульский, Лакский, Ботлихский, Дахадаевский. В ближайшие 3 года мы еще 5 районных центров республики соединим дорогами с асфальтобетонным покрытием. И у нас останется 2-3 райцентра, которые мы завершим за 2015-2017 годы».

Глава республики также отметил, что с завершением строительства автодорог Урма – Губден, Чалда – Карадах, Гимры – Чирката существенно изменилась схема транспортного обеспечения ряда горных и высокогорных районов Дагестана, что позволило резко сократить транспортные издержки и повысить безопасность движения.

По словам Президента РД, перед дагестанскими строителями стоит задача — обеспечить опережающее развитие дорожной отрасли с целью преодоления сложившихся диспропорций в уровне мобильности населения и транспортной доступности. Эта и другие задачи будут решаться согласно разработанной республиканской целевой программе развития автомобильных дорог общего пользования на период до 2020 года. 

Подробнее о состоянии дорожного хозяйства Республики Дагестан и перспективах его развития доложил руководитель ГКУ РД «Дагестанавтодор» Муртузали Муртузалиев. В своем выступлении он отметил, что реалии сегодняшнего дня таковы, что отсутствие современных качественных дорог сдерживает рост экономики, становится серьезным препятствием для привлечения инвестиций, развития бизнеса и предпринимательской деятельности, торговли, строительства, здравоохранения, образования и т.д. И значение дорог постоянно растет в связи с изменением образа жизни людей, интенсивной автомобилизацией, значительным повышением спроса на автомобильные перевозки в условиях роста промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличением объемов строительства, расширением торговли и сферы услуг.

В республике осуществляется строительство автомагистрали I технической категории Махачкала – Аэропорт с подъездом к городу Каспийску общей протяженностью 22 километра. Продолжаются широкомасштабные работы по приведению в нормативное состояние автодорожного маршрута Махачкала – Буйнакск – Гимры – Чирката – Сагринский мост – Тлох – Ботлих, в том числе по завершении самого протяженного в странах СНГ Гимринского автодорожного тоннеля. За 5 лет на Ботлихском маршруте реконструировано и построено 110 км автодорог. В 2008 году был сдан в эксплуатацию один из самых протяженных мостов на Северном Кавказе – 500-метровый мост через реку Самур в Магарамкентском районе.

В настоящее время ведется реконструкция автодороги Н. Гапцах – Тагиркент – Ялама, с завершением которой будет обеспечен выход к пунктам пропуска на границе с Азербайджаном. Одним из приоритетных направлений отрасли является выполнение программы соединения райцентров дорогами с асфальтобетонным покрытием, а также приведение в нормативное состояние сельских дорог и дорог, ведущих к погранзаставам.

Говоря о нынешнем состоянии дорожной отрасли республики, докладчик сообщил, что в настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования республики составляет 8157 км, из которых 643 км — федеральные дороги, обслуживаемые Государственным федеральным учреждением «Управление Севкававтодорога» и 7514 км — территориальные автодороги, состоящие на балансе госучреждения «Дагестанавтодор».

Основу дорожной сети республики, или так называемую опорную сеть, составляют дороги общего пользования республиканского и межмуниципального значения протяженностью 2561 км, что составляет 34% от общей протяженности территориальных дорог. Протяженность местных автомобильных дорог составляет 4953 км. Это дороги, соединяющие населенные пункты между собой и с районными центрами. На обслуживаемой сети дорог находятся более 1200 мостов.

Муртузали Муртузалиев отметил, что, несмотря на достигнутые определенные результаты в работе дорожной отрасли, уровень транспортно-эксплуатационного состояния значительной части автодорог не отвечает в полной мере требованиям сегодняшнего дня и оставляет желать лучшего. О чем было сказано и в Послании Президента Дагестана парламенту республики. Лишь 2534 км (33,7% от общей протяженности) имеют усовершенствованное покрытие. По этому показателю республика занимает одно из последних мест в Российской Федерации. 

Практически все автомобильные дороги республиканского значения, за исключением отдельных участков, имеют по одной полосе движения в каждом направлении, что не позволяет обеспечить безопасную пропускную способность и зачастую приводит к тяжелейшим дорожно-транспортным происшествиям. Так, в 2011 году на дорогах республиканского значения по различным причинам произошло 306 ДТП, в которых погибло 130 и ранено 463 человека.

Уже сейчас значительная часть дорог республиканского и межмуниципального значения с асфальтобетонным покрытием требует реконструкции или же капитального ремонта по причине их несоответствия сложившейся интенсивности движения или же прогрессирующих деформаций дорожной одежды. Еще восемь районных центров не соединены с опорной сетью дорогами с асфальтобетонным покрытием. Это райцентры Курахского, Кулинского, Чародинского, Гумбетовского, Ахвахского, Цумадинского, Тляратинского и Цунтинского районов. Для того чтобы решить эту задачу, необходимо реконструировать 190 км дорог республиканского значения по направлениям к этим райцентрам.

Очень много проблем накопилось за последние годы на местной сети дорог. Тридцать восемь населенных пунктов в ряде высокогорных районов вообще не имеют подъездных дорог. Проблема ликвидации бездорожных населенных пунктов постепенно решается, но не такими темпами, как хотелось бы. Около 350 мостов на дорогах республики требуют полной перестройки.

Докладчик констатировал, что темпы развития и модернизации дорожной отрасли значительно отстают от автомобилизации населения и возрастающих объемов грузов и пассажироперевозок. Кроме того, отставание темпов развития и модернизации дорожной сети от автомобилизации населения в условиях роста объемов грузо- и пассажироперевозок приводит к значительному росту показателей аварийности и тяжести дорожно-транспортных происшествий, которые на данном этапе являются самыми высокими в Российской Федерации (24 погибших на 100 пострадавших), сказал М. Муртузалиев.

Что касается развития отрасли, то, по словам докладчика, создание с 1 января 2012 года в республике территориального дорожного фонда уже позволило не только оздоровить финансирование дорожного хозяйства, но и с уверенностью прогнозировать оптимистический вариант развития отрасли в ближайшем будущем. Теперь самое главное — это правильно распорядиться этими средствами, определить стратегию развития отрасли, приоритеты и обеспечить выполнение поставленных задач.

На совещании речь зашла и об оснащении существующих государственных дорожно-эксплуатационных предприятий. «В своё время руководством республики было принято правильное решение – не осуществлять их приватизацию, поскольку это привело бы к полному развалу службы содержания и ремонта дорог. Сегодня, даже с учетом увеличения объемов работ, эти организации не в состоянии укреплять свой производственно-технический потенциал, изношенный более чем на 80%, поскольку для этих целей необходимы значительные собственные свободные средства, которые можно получить лишь за счет прибылей, которых не так уж много», — подчеркнул он.

Поскольку по закону средства территориального дорожного фонда не могут быть направлены на закупку новой техники, М. Муртузалиев предложил в течение 3 лет, начиная с 2013 года, из средств территориального дорожного фонда «Автодор», который ежегодно оплачивает налог на имущество дорог и дорожных сооружений в сумме 240 млн рублей, направлять на их укрепление материально-технической базы дорожно-эксплуатационных предприятий.

На заседании также выступили зам. Председателя Правительства РД Мухтар Меджидов, министр экономики РД Марат Ильясов, министр земельных и имущественных отношений РД Сефер Алиев, председатель Общественной палаты РД Гамзат Гамзатов, начальник УГИБДД МВД по РД Валерий Громов, главы некоторых муниципалитетов. По итогам совещания был принят протокол.
 

Статьи из «Экономика»

Объёмы капитально растут

5
Непопулярная в народе реформа ЖКХ в большей степени из-за введения обязательства жильцам...

Исламский банкинг – основа развития экономики

13
Внедрение исламского банкинга, или иначе партнерского финансирования, способствует созданию дополнительной...

Малая часть большой работы

6
Общая стоимость прорывных проектов, реализуемых в стране, составит около 1,7 трлн рублей. Их...

Помощь гражданам и бизнесу

3
Россия столкнулась с колоссальным санкционным давлением. В такой ситуации требуются...

Рыба и аквакультура

11
За весь 2023 год в искусственных водоемах на территории республики было выращено 400 тонн...

Цены – на высоте

30
Цены на авиабилеты в Дагестан и в обратном направлении весьма огорчают пассажиров. И ничего...

Власть, близкая к народу

4
Новая Россия новые праздники. Один из них, безусловно, День местного самоуправления. Указ о его учреждении подписал Президент РФ в июне 2012 года. Призван он...

Рынок сбыта расширяется

49
Сегодня в стране мер поддержки предпринимательства действует много. А после прозвучавшего...