Сетевое издание «Дагестанская правда»

13:00 | 17 января, Вс

Махачкала

Weather Icon

Дороги по технологии ЩМА

A- A+

Экономику Дагестана невозможно представить без мощного гидроэнергетического комплекса. Всплеск активности освоения гидроэнергетического потенциала республики повлек за собой создание ряда компаний в этой отрасли. Сегодня профессионализм гидростроителей Дагестана ­неоспорим. Но как справляются гидроэнергетики с отсутствием профильных работ? Об этом мы поговорили с генеральным директором ООО «ТехноСтрой» Гаджи Гаджиевым.

— Когда мы создавали компанию, – рассказывает он, — то исходили из того, что на рынке гидростроительства, хотя потенциал специалистов в республике огромный, для специализированной компании была небольшая ниша. Мы этим и воспользовались, создав предприятие, которое занялось буровзрывными работами на Гоцатлинской ГЭС.

— Судя по имиджу, компания «ТехноСтрой» в  этой нише чувствует себя  достаточно уверенно. Было, наверное, нелегко?

— Работы было  много. А в том, что справимся, мы и не сомневались. Специалисты у нас высококлассные. Правда, и задачи, которые стояли перед нами, были сложные. К примеру, работы по водоприемнику на Гоцатлинской ГЭС.  Здесь мы сначала срезали горный скальный массив, сделали площадку внизу, а там еще ряд скважин. Специалистами «ТехноСтрой» в общей сложности для подготовки площадки под водоприемник было отработано буровзрывным способом и вывезено около 110 тысяч кубометров скального грунта. Благодаря тому, что компания выполнила работы по строительству сопряжения вертикальной шахты и горизонтальной части тоннеля за рекордный срок, пуск первой очереди Гоцатлинской ГЭС состоялся своевременно.   

— А как формировался коллектив компании, насколько квалифицирован ее персонал?

— Как я уже отметил, масштабные стройки, строительство ряда гидростанций в Дагестане взрастили и воспитали целые поколения гидростроителей. Многие из них сегодня работают на самых разных объектах страны и мира. Есть они, конечно, и у нас. Очень много молодых специалистов, которым сегодня по 35-40 лет. Есть  профессионалы, участвовавшие в строительстве Миатлинской, Ирганайской станций. Это взрывники, бетонщики, сварщики.

— Похоже, у вас для хорошей работы есть и оборудование, и отличный технопарк?

— У компании  мощная база технологического транспорта и механизмов,  имеется большое количество уникального оборудования, необходимого для выполнения сложнейших проектов гидротехнического строительства. У нас есть буровые машины, техника для проходки туннелей, погрузчики, краны. В общем мы укомплектованы. У нас в этом плане сильное, конкурентоспособное положение. Часто посещаем выставки. Смотрим новинки техники. Покупаем, что нужно. Однако главное наше достояние — люди, наш коллектив.

— Он большой?

— Полторы сотни человек. Когда есть заказы, бывает больше.

— Зарабатывают рабочие хорошо?

— Меньше 20 тысяч не получают. У рабочих смен вахтовая работа. Есть мастера, которые 45-50 тысяч в месяц зарабатывают. Но это зависит как от объема, так и от качества работ. Мы хотим, чтобы люди ценили свою работу, чтобы у них была перспектива.

— Сложная экономическая ситуация в стране наверняка требует поиска новых подходов к работе, новых сфер деятельности? Каковы  планы по развитию компании?

— Действительно, экономическая конъюнктура, отсутствие перспектив по строительству новых гидротехнических объектов Дагестана вынуждают нас осваивать новые сферы деятельности. Мы достаточно успешно справляемся с этим, к примеру, выполнили работы на разных объектах вне системы ПАО «РусГидро», таких как ОАО «Газпром». Участвовали в строительстве газопровода к военному городку в Ботлихе. Принимали участие в строительстве моста, заказчиком которого являлся ГКУ «Дагестанавтодор», на автодороге Новогапцах – Тагиркент – Ялама с подъездом к железнодорожной станции Самур. К тому же  опыт строительства «стена в грунте» при строительстве Гоцатлинской ГЭС помог нам участвовать в возведении плотины  водохранилища в устье реки Хала-Горк  по заказу Минприроды РД.

Главной же перспективой для приложения своего потенциала мы видим в  освоении сферы дорожного строительства. В этом плане у нас есть хороший задел. Мы завершаем работы по сдаче в эксплуатацию участка федеральной трассы «Кочубей – Нефтекумск – Зеленокумск – Минеральные Воды». Протяжённость реконструируемых участков дороги составляет 11,32 и 4,96 км. Строительство объекта выполняется по так называемой технологии ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон), которая позволяет добиваться  очень качественного дорожного покрытия.  Согласно этой технологии, вначале проводится фрезерование покрытия. Далее выполняется устройство выравнивающего слоя с последующей укладкой геосетки. Верхний слой покрывается щебеночно-мастичным асфальтобетоном. В итоге выходит долговечное  и отличное по качеству покрытие.

Технология ЩМА объединяет достоинства как традиционного асфальтобетона, так и литого асфальтобетона, по структурному типу занимает промежуточное положение между ними. В таких смесях основную нагрузку несет жесткий каркас из щебня, пустоты которого заполнены асфальтовой мастикой. В отличие от асфальтобетона структура ЩМА содержит свободный битум, который обеспечивает материалу повышенную устойчивость к старению.

Наша компания успешно освоила  технологию ЩМА. Переквалификация персонала, специалистов, которые возводили сложные гидротехнические объекты, не составляла труда. Таких дорог в Дагестане еще очень мало, и, считаю, перспектива их строительства  в республике очень большая.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»