Сетевое издание «Дагестанская правда»

01:00 | 28 сентября, Пн

Махачкала

Weather Icon

Дорогое удовольствие – ездить на работу

A- A+

Махачкалинцы уже давно привыкли к тому, что с определенной периодичностью продукты дорожают, оплата за проезд повышается, а зарплаты остаются такими же мизерными. Возникает безусловный рефлекс: не думать о будущем, потому что изменить, к сожалению, ничего не удается. Если мы не говорим о повышении заработной платы вместе с ценами на продукты первой необходимости и жизненно важные лекарства, может, хотя бы проезд горожанам облегчить?

Не так давно вся Махачкала, то бишь малоимущая часть населения, которая ездит на маршрутных такси, потратила на дорогу за один день 300, 500, некоторые даже тысячу рублей, чтобы добраться на работу и затем домой. Кому как повезло. У одной моей знакомой до новой автостанции водитель такси потребовал 800 рублей, мне повезло, за 300 рублей я добралась на работу и обратно, при том, что в день получаю только 250 рублей.

Когда не было такого расслоения на богатых и бедных, зарплата руководителя могла превышать зарплату подчиненного только в 2 раза. Все ездили на государственном транспорте: троллейбусах, автобусах. А сегодня богатые становятся олигархами, бедные нищими. Высокооплачиваемые ездят на личном транспорте, с охраной, водителем. А интеллигенция, вроде учителей, врачей, пенсионеров, тратит свои кровно заработанные копейки за проезд. Если средняя заработная плата учителя и врача 5-6 тысяч рублей и из них третью часть отдавать за проезд и квартплату, на что жить этой интеллигенции? На что жить этим людям, когда хлеб и другие продукты первой необходимости значительно подорожали? Руководители всех рангов, остановитесь и подумайте о тех, кто прозябает, о тех, кто считает копейки, о тех, кому к концу месяца нечего бывает подать семье на стол. Не будет ли для таких людей очередное повышение платы за проезд сильным ударом не только по карману. Может быть малоимущим дотировать проезд хотя бы частично из городского бюджета? Сегодня мы не можем говорить о том, чтобы повысили зарплату, но хоть такую поддержку бедному населению казна муниципалитета может оказать? Может, есть возможность привлечь городской бюджет и даже олигархов к дотированию разницы в оплате проезда. Это была бы хорошая поддержка малоимущих.

Небольшой опрос среди водителей маршрутных такси показал, что они только за такую помощь. Надо учитывать еще, что у всех водителей тоже есть семьи, и они в свою очередь оплачивают проезд. Маршрутники допускают, что компенсации могут быть не только в виде денежной суммы, а и в виде топлива, горюче-смазочных материалов, ремонта машин, автомобильных запчастей. Как говорят водители, «это небольшая сумма для городской казны. Если взять в сравнении, то год назад одна шина стоила 1000 рублей, сегодня ее цена 2000 рублей. Менять шины приходится регулярно. Ровно половина выручки уходит на ремонт «Газелей», еще 3000 рублей за путевки в месяц. Водители тоже люди, это адский труд, с 6 утра до ночи сидеть за рулем. Вы ведь видите, какие пробки на дорогах, сколько сегодня маршруток работает. С утра каждый день придется собирать мелочь и ходить с ней на работу. Давать сдачи 7 рублей каждому пассажиру не так легко».

Если вдруг такое произойдет, и администрация возьмет на себя бремя этих трех рублей, для людей это будет ощутимой помощью.

Фатима Хайбулаева работает терапевтом в муниципальной поликлинике. Из заработной платы в 5 тысяч руб. половина у Фатимы уходит за дорогу. Как участковый врач она обязана выезжать по адресам. Для Фатимы повышение оплаты проезда на 3 рубля – ощутимый удар по кошельку. Она очень надеется, что администрация найдет какой-нибудь выход из ситуации.

Зейнаб Арсланова — педагог с 15-летним стажем, работает в 1-й гимназии учителем начальных классов. «Нас во всем стараются ущемлять,- говорит Зейнаб,- всем бюджетникам в России регулярно повышают заработную плату, а нам, педагогам, в Год учителя урезали. Моя зарплата до шести тысяч не доходит. Для нашей семьи с тремя детьми жизнь стала очень дорогой. Кроме проезда и квартплаты, этих денег ни на что больше не хватает. Приходится думать, как обеспечивать семью».

В Ростове проезд в маршрутном такси стоит 13 рублей, в Москве – 25 рублей, в Астрахани – 12 рублей, только нельзя сравнивать Махачкалу с городами, где труд работника ценится намного выше, чем у нас в республике. Мы везде любим быть первыми: терроризм, безработица, коррупция — этот список можно продолжать и продолжать. Давайте хотя бы вопрос оплаты за проезд уступим другим главенствующую роль.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»