Сетевое издание «Дагестанская правда»

16:00 | 31 октября, Сб

Махачкала

Weather Icon

Где вы, частные инвесторы?

A- A+

Жилищно-коммунальное хозяйство нашей республики, как и всей Российской Федерации, находящееся на протяжении многих лет в стадии реформирования, до сих пор остается зоной повышенных социально-экономических рисков. По-прежнему на неудовлетворительном уровне находится как качество обслуживания жилья, так и качество предоставляемых коммунальных услуг.

Высокая дотационность республиканского бюджета и систематическое недофинансирование отрасли из федерального бюджета с 90-х годов прошлого столетия привели к опережению роста износа основных фондов коммунальной инфраструктуры над ростом их капитального ремонта и нового строительства. В результате средний физический износ коммунальных сетей достиг 75 процентов. Из имеющихся в республике 25,5 тыс. километров сетей водо-, тепло-, электроснабжения и канализации подлежат полной замене почти 7 тысяч километров, что составляет 27,2 процента от общей протяженности сетей. Крайне тяжелая ситуация сложилась с заменой физически и морально устаревшего оборудования в насосных станциях, котельных и трансформаторных подстанциях. Потери тепла и воды при эксплуатации энергетического оборудования и систем тепло-, водоснабжения достигает 35-40 и более процентов при норме 12-16 процентов. Количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов ежегодно возрастает.

Состояние обеспеченности населения республики питьевой водой остается неудовлетворительным. Повсеместно города и сельские населенные пункты испытывают острый дефицит в питьевой воде. Более 50 процентов населения используют питьевую воду, не отвечающую гигиеническим требованиям из-за отсутствия необходимого комплекса сооружений для очистки и обеззараживания воды. Дефицит мощности по водопроводным очистным сооружениям составляет 70 процентов, канализационным — более 80 процентов. Более 100 млн. кубических метров сточных вод в настоящее время, по данным экспертов, сбрасываются в Каспийское море без очистки и обеззараживания.

Накопившиеся проблемы коммунального комплекса могут быть устранены посредством реализации на уровне Российской Федерации, Республики Дагестан и муниципальных образований, проводя комплекс мероприятий, решение которых в среднесрочной перспективе позволит сформировать условия для дальнейшего развития отрасли.

В настоящее время в республике действуют такие программы, как: ФЦП «Юг России», «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Социально-экономическое развитие городов и районов РД». В рамках указанных программ в 2007 году для решения проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства республики выделено и освоено 1447,52 млн.рублей.

Ведется строительство таких крупных объектов, как водовод Миатли — Махачкала диаметром 1400 мм, Тарнаирские очистные сооружения мощностью 240 тыс. кубических метров в сутки, расширение канализационных очистных сооружений гг.Махачкала — Каспийск. Для реализации указанных программ на 2008 год предусмотрено выделить 2006,5 млн.рублей. За счет этих средств будут построены такие объекты, как групповые водопроводы Кизилюрт — Бабаюрт — 15,5 тыс.кубических метров в сутки; Махачкала -Каспийск — Избербаш — 35 тыс.кубических метров в сутки; Джепель — Магарамкент — 20 тыс. кубических метров в сутки; Сардаркент — Даркуш — 12 тыс.кубических метров в сутки; 130 километров водопроводов в сельских районах, канализационные очистные сооружения в шести городах республики.

Реализация указанных программ улучшит водоснабжение более 2 млн. человек и уменьшит сброс неочищенных сточных вод в водные объекты республики на 60 процентов.

Однако ускоренное решение проблем развития жилищно-коммунального комплекса без привлечения частных инвестиций, а только за счет бюджетных средств не представляется возможным. Для привлечения частных инвестиций необходимо развитие бизнеса на основе государственно-частного партнерства, внедрения концессионной формы как основной формы управления объектами коммунальной инфраструктуры, привлечение средств инвестиционного фонда для финансирования коммунальной инфраструктуры, представление гарантий по заимствованиям на развитие коммунальной инфраструктуры  — создание коммунального гарантийного фонда.

Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить ситуацию в коммунальной сфере. Однако хроническое недофинансирование отрасли, не выполнение органами местного самоуправления бюджетных обязательств, отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обуславливает непривлекательность отрасли для частных инвесторов. Между тем большинство проектов развития коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»