Сетевое издание «Дагестанская правда»

00:00 | 28 ноября, Сб

Махачкала

Weather Icon

Госрегулирование или конкуренция

A- A+

Как известно, с начала наступающего года некоторые высокопоставленные чиновники и отдельные избранники народа предлагают всю электроэнергию продавать на оптовом рынке по свободным ценам. Кому это выгодно? Сторонники реализации по свободным ценам электроэнергии на оптовом рынке заявляют, что либерализация, усиление конкуренции и энергосбережение в обозримой перспективе будут определять развитие рынка электроэнергии в регионах и по Российской Федерации в целом. В этой ситуации возрастает значение партнерских отношений между сбытовой компанией и потребителями электроэнергии. Насколько все это соответствует действительности? На этот и другие вопросы нашего корреспондента отвечает Абдулхалик Тамадаев, академик Международной академии имени Альберта Эйнштейна, доктор технических наук, профессор МГОУ, работавший много лет в системе электроэнергетики.

— На сегодняшний день, — сказал он, — реформа оптового рынка электроэнергии, участниками которого являются генерирующие, энергосбытовые компании и самые крупные промышленные предприятия, по сути завершилась. С 2011 года вся торгуемая на нем электроэнергия будет продаваться не по установленным государством тарифам, а по свободной цене. Она определяется в результате конкурентного отбора заявок продавцов и покупателей на сутки вперед, и решающую роль в ценообразовании играет так называемая топливная составляющая. То есть в первую очередь на торги выставляется дешевая энергия самых современных и эффективных станций с наименьшими топливными затратами. Поэтому в период, когда спрос на электроэнергию относительно небольшой, цены снижаются. И наоборот, когда спрос растет и в работу включаются менее эффективные энергоблоки, цены начинают расти.

Адаптация к новым условиям

— Хотите сказать, что пока идет адаптация участников рынка электроэнергии к новым условиям.

— Так и выходит. Розничный рынок, где электроэнергия продается конечному потребителю — промышленным предприятиям, организациям и населению, отстает в развитии от оптового. Он продолжает функционировать по правилам так называемого переходного периода. И на этом этапе стоимость электроэнергии для населения продолжит устанавливать Федеральная служба по тарифам.

Экспертам предстоит уточнить ряд моментов, связанных с функционированием целевой модели розничного рынка. Например, определить новые правила транслирования стоимости электроэнергии с оптового на розничный рынок, решить судьбу статуса гарантирующего поставщика и т.д. Однако независимо от вариантов решения этих вопросов можно с уверенностью говорить о сохранении долгосрочной тенденции — росте конкуренции в борьбе за потребителя. Если в 2010 г. в России работает около 300 энергосбытовых компаний, то после принятия правил целевой модели их количество, по самым скромным прогнозам, увеличится в три-пять раз.

Энергоэффективность во главе угла

— Читатели нашей газеты хотят знать, ради чего со следующего года сторонники реализации электроэнергии стараются ввести свободные цены? Что эта система дает нам, рядовым потребителям? Как это осуществится в реальности?

— Новый Закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности дал потребителям новые инструменты оптимизации расходов на энергоресурсы, которые органично встраиваются в розничный рынок электроэнергии. Самый важный из них — так называемый энергосервисный контракт. В рамках такого договора исполнитель проводит энергосберегающие мероприятия, а затем заказчик делит с ним полученный экономический эффект.

В итоге потребитель-заказчик не платит ничего и фактически сразу снижает затраты на оплату энергоресурсов. А исполнитель (в нашем случае — энергосбытовая компания, которая финансирует энергосберегающие мероприятия) получает понятный инструмент возврата вложенных средств за счет доли от общей экономии.

Как показывают наши исследования, такой контракт выгоден, например, бюджетным организациям, где установлено большое количество ламп накаливания и нет финансов для единовременной модернизации электрооборудования. Первый опыт КЭС в этой области оказался весьма удачным.

— Понятно, что свободные цены вводятся для того, чтобы олигархи от электроэнергии диктовали свои правила игры. Они откровенно говорят, что нынешние цены слишком низкие, поэтому потребители не стараются экономить электроэнергию. А вот при свободных завышенных ценах они, мол, позаботятся об энергосбережении. Что вы скажете по этому поводу? Вы поддерживаете ввод свободных цен на рынке электроэнергии?

— Я категорически против реализации электроэнергии на оптовом рынке по свободным ценам. От этого выигрывать будут олигархи от электроэнергии. Уже сегодня многим потребителям нынешние тарифы на электроэнергию стали неподъемными. Тем более при введении свободных цен им будут создавать кабальные условия. Сегодня у нас в Дагестане почти 50 процентов вырабатываемой электроэнергии «теряется» в электросетях. Это значит, что половина наших гидроэлектростанций работает вхолостую, то есть вырабатываемая ими электроэнергия «исчезает». Вот где необходимо сберечь электроэнергию. Однако наши энергетики об этом молчат и правдами и неправдами добиваются повышения тарифов до уровня цен на электроэнергию, которая добывается на теплоэлектростанциях, что вообще несовместимо. У нас же дармовой источник энергии – вода, которая в себестоимости одного киловатт-часа занимает 3,5 процента. А в себестоимости одного киловатт-часа электроэнергии, вырабатываемой на тепловых электростанциях, энергоносители (газ, мазут, каменный уголь) занимают 75-80 процентов.

Понятное дело, при свободных ценах на электроэнергию ее поставщики вовсе не будут заниматься сбережением электроэнергии, а будут «жиреть».

Будущее за «умными» счетчиками

— Какая роль при введении свободных цен на электроэнергию отводится приборам учета? Защитят ли они потребителя?

— Понятно, что никакая экономия невозможна без точного учета отпущенных или потребленных энергоресурсов. Без точного учета энергосбережение и экономия невозможны. Сейчас российские энергосбытовые компании готовятся к реализации проектов по оснащению потребителей интеллектуальными счетчиками электрической энергии и автоматизированными системами коммерческого учета. Их целевой аудиторией являются предприятия среднего и малого бизнеса, предприятия сферы ЖКХ и население.

Несмотря на то, что новому Закону об энергосбережении и повышении энергетической эффективности не исполнилось еще и года, рынок услуг в сфере энергосбережения развивается очень активно и имеет огромные перспективы. Только в шести регионах работы энергосбытовых компаний КЭС-холдинга потенциал снижения объема электропотребления составляет от 2 до 4 процентов в год. При условии, что совокупное потребление клиентов страны только в 2010 году составит 56 млрд. кВт-ч, их общая экономия может исчисляться сотнями миллионов рублей.

 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»