Грейдер — не УАЗик
Где-то однажды вычитала такую глупость, что дорогу строят романтики. И даже какие-то сомнительные аргументы приводились. Неправда это. Здесь четкий расчет нужен, ясный ум и навыки. Дорожники подчеркивают: в их деле необходимы особые навыки, и объясняют почему.
Останавливаемся на дороге, соединяющей два села — Охли и Ахкент Левашинского района. Меся грязь, движется спецтехника, за ней – еще и еще. Позднее здесь проложат асфальт, потом к черно-серой полосе привыкнут, и будет казаться, что так ровно и гладко было всегда. А сегодняшний этап называется так: «обслуживание гравийной дороги».
Не все автомобилисты с пониманием относятся к работе дорожников – сигналят, машут, подают знаки, мол, уступи. А грейдер – не УАЗик, ему для любого маневра время нужно.
— Терпения нет у людей, а дороги хорошие хотят все, — пожимает плечами Шамиль Заирбеков. Раньше, говорит, нервничал, теперь привык. Иногда водители спасибо тоже говорят. И к этому привык.
Чтобы стать хорошим дорожником, одних знаний по управлению техники (и даже практических навыков) недостаточно. Нужно еще «чувствовать» дорогу. И глаз в этом деле должен быть наметанный. Прозевал опасный участок — повредил нож грейдера. Надо все сделать так, чтобы после не приходилось работать лопатой. Шамиль хорошо изучил «железного коллегу» и здешние дороги, потому что сам местный.
В грейдеристы пошел оттого, что лучше всего умеет обращаться с габаритными машинами. И за восемь лет о своем решении ни разу не пожалел. Сначала ходил в учениках у друга и часто выезжал с ним на дорогу, чтоб еще ближе с ней познакомиться. Он не может точно сказать, сколько километров асфальта проложил. Но протяжное «ва-а-а» говорит само за себя.
Бывает, что техника ломается прямо посередине пути, и тут еще надо уметь ее починить. В крайнем случае вызывают мастера из конторы «Дорожное управление–25» Левашинского района.
Работа грейдериста непостоянная и оплачивается по часам. А когда она есть, трудятся весь световой день (независимо от погоды). – Заработком в целом довольны, – более тысячи рублей в день выходит, еще за вредность доплачивают, — говорит Шамиль. Скоро грейдеры возьмутся за дорогу, ведущую в селение Кулецма.
А недавно дорожники отремонтировали мост через реку Нахатар. Говорят, что практику приведения мостов в порядок при отсутствии критических дефектов в Агентстве по дорожному хозяйству Дагестана начали в 2014 году. При таком подходе к делу срок службы сооружения увеличивается до десяти лет.