Сетевое издание «Дагестанская правда»

22:00 | 26 января, Вт

Махачкала

Weather Icon

Инновационный сценарий предпочтительнее

A- A+

Обсуждение и принятие «Стратегии развития Республики Дагестан до 2020 года» вступает в завершающую стадию. Состоялись обсуждения у Президента РД, в Правительстве РД, в Народном Собрании РД был рассмотрен и принят в первом чтении законопроект «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития РД до 2020 года». Вместе с тем в ходе обсуждения при общей положительной оценке Стратегии возникают вопросы, требующие дополнительного разъяснения и уточнения.

В частности много вопросов возникает по поводу прогнозных оценок параметров социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2020 года. Каким образом строились прогнозы? Насколько они научно обоснованы? Не слишком ли завышены или занижены величины тех или иных макроэкономических показателей?

Прогнозирование регионального развития, тем более долгосрочного, – дело ответственное и весьма сложное, требующее специальных знаний, определенных навыков и практического опыта. Современная наука располагает широким арсеналом различных методов прогнозирования, но наиболее действенным инструментом являются экономико-математические модели регионального развития. Посредством методов математического моделирования процессов социально-экономического развития региона представляется возможным с позиций системной методологии, с достаточно высокой степенью достоверности осуществить прогнозирование основных параметров будущего состояния региональной системы, траектории ее развития под воздействием различных факторов и меняющихся условий функционирования.

Региональное прогнозирование является важным инструментом государственного регулирования социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных ее регионов. Посредством прогнозирования обеспечивается научный поиск путей и направлений оздоровления экономики, сглаживания межрегиональных противоречий и роста благосостояния населения, независимо от места его проживания по всей территории страны.

В разработанных и экспериментально опробованных системах моделей различных уровней за рубежом и в нашей стране всегда большое внимание уделялось вопросам построения сложных региональных эконометрических моделей, в которых описываются во взаимосвязи различные аспекты функционирования региональной экономики.

Информационной базой таких моделей являются динамические ряды макроэкономических показателей, характеризующих общее состояние региональной системы. Вообще информационная составляющая является наиважнейшим элементом в процессе разработки эконометрической модели и осуществления по ней прогнозных расчетов. По оценкам специалистов, достоверность и качество прогноза на 80% зависят от достоверности и качества информационной базы. Эти обстоятельства определяют необходимость в осуществлении тщательной профессиональной работы по сбору, отбору, обработке и последующему представлению в виде динамических рядов за длительный промежуток времени (не менее 10 лет) статистической информации, характеризующей взаимосвязанные изменения макроэкономических показателей в процессе регионального развития.

По завершению первого этапа разработки эконометрической модели прогнозирования – формирование информационной базы – осуществляется второй этап – расчеты параметров регрессионных уравнений, описывающих количественные зависимости изменений макроэкономических показателей друг от друга.

Именно такая модель в рамках разработки Стратегии и была построена применительно к условиям Республики Дагестан, в которой с учетом реальных информационных возможностей системно охватывались важнейшие макроэкономические показатели регионального развития. В этих целях был собран и обработан статистический материал за период 1995-2006 гг. Это позволило сформировать 14 динамических рядов важнейших макроэкономических показателей в сопоставимых ценах по условиям 2006 года. Таких, как инвестиции в основной капитал, промышленность и сельское хозяйство, ВРП, объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, объемы строительных работ, бюджетные доходы в целом и собственные, доходы населения и др., включая численности безработных и населения. Необходимость прогнозирования двух последних показателей в рамках модели регионального развития очевидна, поскольку снижение (повышение) уровня безработицы качественно характеризует экономические преобразования в трудоизбыточном Дагестане, а темпы роста населения существенно влияют на рост макроэкономических показателей в расчете на одного жителя.

Общеизвестно, что ключевым фактором, определяющим темпы и пропорции развития любого региона и Дагестана в частности, является наращивание возможностей привлечения и эффективного использования инвестиционных ресурсов в различных сферах хозяйственной деятельности, что предполагает использовать в модели в качестве управляющих параметров инвестиций в основной капитал, промышленность и в сельское хозяйство. Такой подход и был использован при проведении многовариантных прогнозных расчетов, которые легли в основу формирования различных сценариев стратегического развития Республики Дагестан на период до 2020 года: инерционный, инвестиционный, инновационный и композиционный.

Инерционный сценарий предполагает сохранение складывающейся под воздействием внутренних и внешних факторов динамики экономического развития Дагестана, некоторое повышение инвестиционной привлекательности, улучшение условий в социальной сфере, перевод всех секторов экономики в устойчивый режим функционирования, мобилизацию имеющихся резервов, а также реализацию задействованных на территории Республики целевых комплексных программ федерального и регионального уровней, завершающихся, начатых и подготовленных к реализации инвестиционных проектов.

Инвестиционный сценарий предусматривает активизацию инвестиционной деятельности, повышение технологического уровня производства путем его модернизации и технического перевооружения, улучшение инвестиционного климата, осуществление институциональных преобразований, формирование на территории республики действенной рыночной инфраструктуры.

Кроме того, сценарий предполагает продолжение реализации национальных проектов (образование, здравоохранение, АПК), а также долгосрочных программ развития ключевых секторов экономики (ТЭК, машиностроение, рекреация и туризм, строительство, инфраструктура).

Инновационный сценарий характеризует достаточно высокий, порядка 20 %, среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал, обеспечивающий усиление инновационной компоненты экономического роста, основанной на знании и использовании постиндустриальных источников развития (квалифицированная рабочая сила, конкурентоспособные технологии, информационные ресурсы и т.д.). Данный сценарий предполагает инвестирование в человеческий капитал, увеличение доли потребления в бюджете, приоритетное развитие науки, образования и здравоохранения, наращивание ресурсного потенциала, развитие сферы услуг. Такой вариант развития обеспечивается за счет притока инвестиций в новые виды деятельности и качественный рост производительности труда и капитала. Инновационный сценарий может привести к существенному повышению конкурентоспособности региона и сокращению отставания от других субъектов Федерации. Но наиболее вероятным в условиях кризиса и ресурсных ограничений представляется то, что долгосрочное развитие республики пойдет по комбинированному (на основе композиции первых трех сценариев развития и антикризисных мер) варианту, который в Стратегии обозначен как композиционный сценарий.

Согласно этому сценарию после преодоления кризисных явлений предполагается устойчивое наращивание притока инвестиций в развитие приоритетных сфер хозяйственной деятельности и социальное обустройство на всей территории республики.

Композиционный сценарий предполагает, с одной стороны, обеспечение технологической модернизации уже существующих и действующих промышленных предприятий республики, реализацию новых инвестиционных проектов, с другой стороны, – проведение эффективной структурной и инновационной политики, направленной на формирование и использование постиндустриальных источников развития.

Инвестиционная активность – существеный фактор экономического развития республики. С этих позиций наиболее амбициозным по результатам прогнозных, в т.ч. и модельных расчетов является инновационный сценарий развития РД. Его реализация предполагает привлечение инвестиций в основной капитал в 1,7 раза больше, чем в композиционный сценарий, что позволяет по оценкам выйти почти по всем макроэкономическим показателям на среднероссийский уровень. Но композиционный сценарий представляется более реалистичным, что собственно и определило в Стратегии выбор его в качестве базового.

В газете «Дагестанская правда» от 17 июня 2009 года под рубрикой «Взгляд в будущее» опубликовано краткое содержание Стратегии, где приводятся прогнозные, согласно композиционному сценарию, оценки роста основных макроэкономических показателей развития РД и их сравнительный анализ с аналогичными показателями роста российской экономики в целом. Анализ показывает, что принятые целевые ориентиры по темпам роста макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2020 года существенно превышают аналогичные показатели по Концепции долгосрочного развития – 2020 России в целом, что позволит существенно сократить к 2020 году разрыв между соответствующими показателями Республики Дагестан и России. По производству продукции сельского хозяйства на душу населения к 2020 году среднероссийский уровень будет превзойден, а среднедушевые доходы населения составят 80% среднероссийского показателя. Вместе с тем по ВРП и промышленной продукции на душу населения отставание от средних показателей все еще будет значительным.

В целом прогнозные оценки и целевые ориентиры композиционного сценария развития Республики Дагестан рассчитаны на достижение в перспективе до 2020 года достаточно высоких темпов развития и кардинальных изменений в структуре народного хозяйства Дагестана, а также на привлечение масштабных инвестиций в реальный сектор экономики, производственную и социальную инфраструктуру.

В заключение хочется отметить и то, что разработчики Стратегии готовы к конструктивному диалогу по поводу достоверности полученных прогнозных оценок развития Республики Дагестан. Более того, целевые ориентиры в ходе реализации Стратегии, вероятней всего, могут быть подвергнуты корректировке в зависимости от масштаба, глубины и последствий финансово-экономического кризиса, а также иных объективных условий, складывающихся в Дагестане и в стране в целом.

 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»