От покупок впрок нет проку

Ситуацию с изменением цен в Дагестане, деятельность предпринимателей и использование мер государственной поддержки обсудили участники брифинга, прошедшего в конференц-зале «Дагестанской правды». Собеседники региональных СМИ – министр промышленности и торговли РД Низам Халилов и представители крупных торговых сетей республики.
Как было отмечено, повышение цен в конце февраля – начале марта стало следствием ажиотажного спроса, прежде всего в непродовольственном сегменте. Население активно покупало бытовую технику, автомобили, электронику, мебель, опасаясь, что ассортимент и доступность этих товаров сильно сократятся из-за введенных санкций, ухода некоторых иностранных компаний с российского рынка.
Высокая потребительская активность наблюдалась в сегменте продовольственных товаров длительного хранения (крупа, мука, макароны, сахар), большая часть которых производится в России из отечественного сырья. В то же время Правительству Дагестана удалось избежать дефицита указанной продукции, несмотря на неготовность предпринимателей в целом к обозначившемуся повышенному спросу.
«Минпромторг РД проводит ежедневный мониторинг цен и запасов продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости. Мы находимся на постоянной связи с предприятиями оптовой торговли и руководством муниципалитетов для оперативного разрешения проблемных ситуаций, связанных как с поставками, так и запасами продовольственных и непродовольственных товаров», – подчеркнул глава министерства Низам Халилов.
По состоянию на 21 марта запасы продовольственных товаров имеются на 10–30 дней в зависимости от срока хранения, а по отдельным позициям – до 90 дней. «Мы уже видим отсутствие ажиотажного спроса, сокращаются и сроки отгрузки товаров из регионов, идёт восстановление производственных и логистических цепочек российских заводов-изготовителей. Запасов продовольственных и непродовольственных товаров в республике достаточно, а производство их в регионах России продолжается», – дополнил руководитель ведомства.
Продолжая тему контроля ситуации в целом, Халилов также сообщил, что специалисты Минпромторга РД осуществляли выезды как в розничные магазины, так и на оптовые склады дагестанских городов. Отрабатывалась каждая публикация в интернете о дефиците, закрытии складов, пустых полках в розничной торговле. По итогам проверок выявлено, что большинство публикаций несли в себе недостоверную информацию и могут являться элементами информационной войны, цель которой дестабилизация обстановки, создание ажиотажного спроса, распространение панических настроений.
Касаясь темы мониторинга цен, журналисты поинтересовались у регионального министра, какими механизмами располагает государство для урегулирования ценовой политики на определённую категорию товаров. «Тут стоит привести в пример тот период, когда начался всплеск пандемии коронавируса. Было поручение главы государства по субсидированию цен на сахар и подсолнечное масло. Благодаря этим мерам удалось завести в республику сахар по субсидированной цене и предоставить возможность сетевым магазинам продавать его по незавышеной стоимости. То есть инструменты, пусть пока и в недостаточном количестве, но имеются. Здесь всё же нужно принимать во внимание правила рыночной экономики: прямое вмешательство во взаимоотношения производителей и сетевой торговли может спровоцировать дефицит товара».
В ходе проверок специалисты министерства зафиксировали недобросовестное отношение отдельных предпринимателей, которые закрывали торговые объекты, выжидая изменения цены. Собеседники журналистов обратились через СМИ к бизнесменам с просьбой не создавать подобных прецедентов, не наживаться на сложной ситуации. Населению же рекомендовано обращаться в региональные Минпромторг и Минсельхозпрод, УФАС в случае выявления подобных фактов. Сотрудники ведомств совместно с органами прокуратуры готовы незамедлительно разбираться в таких случаях, заверил Низам Халилов.
Обсуждая тему повышенного спроса в начале месяца, сказавшегося на повышении стоимости товаров, представители крупных торговых сетей республики уже отмечают его снижение. Так, по словам территориального директора сети супермаркетов «Зелёное яблоко» Кизтанум Алиевой, в первые две недели месяца население закупалось впрок настолько чрезмерно, что пришлось ввести определенные ограничения на количество товара в одни руки.
«Запасов товаров было достаточно на определённый период времени, не рассчитанный, конечно, на массовую потребительскую истерию. Ничем не обоснованную, кстати. Пытались людям объяснять, что в период пандемии тоже массово скупались продукты, которые потом просто портились, приходилось их выбрасывать. По ситуации на эти дни товара в ассортименте достаточно, нет дефицита. Просто потребителям стоит успокоиться, не воспринимать информационные вбросы за чистую монету. Нет повода для ажиотажного спроса, который искусственно завышает цены», – заверила Алиева.
Ритейлеры в вопросах ценовой политики неизменны, надбавок не накидывают, сообщили представители торговых сетей журналистам. Конечная стоимость продуктов на прилавке зависит от закупочной цены, на которую повлияла в том числе и транспортная логистика. Влияя на ситуацию, региональные сетевики в последние годы ведут активную работу по привлечению местных производителей к совместному бизнесу, что должно снизить зависимость от импортных производств. Разработана специальная программа по импортозамещению, реализация её пунктов уже намечена.
«Мы стараемся искать более выгодных поставщиков в плане привлекательной для потребителя цены. Нужно понимать, что это и вопрос конкуренции для нас: ниже цена, чем у коллег, больше покупательской активности, поэтому в преднамеренном завышении цен никто не заинтересован, как это может иногда показаться. Что касается запасов товара – нет дефицита ни на прилавках, ни на складах, тут нет повода для беспокойства», – пояснил заместитель директора сети супермаркетов «Эхнатон» Омар Мугутдинов.
Вопреки появившейся в ряде федеральных СМИ информации, отказываться от проведения акций и предоставления скидок крупные сетевики в регионе не планируют, заверили их представители. Однако обратили внимание потребителей на сдерживание желания скупать товары в неограниченных количествах, еще раз напомнив о главном правиле рынка: спрос рождает предложение. Повышенный спрос делает это предложение дорогостоящим.
Статьи из «Экономика»
Налоговый удар по «тени»

На службе развития регионов

Равноправие народов

Формы малые, но заметные

Стратегические решения

Медовое дело

Под крышей дома моего

«Черная метка» от энергетиков. «Дагэнерго» грозит коммерсантам отключениями света за долги
