20:52 | 19 ноября, Вс

Махачкала

19.11.2017
1EUR70.3604Руб0.0000
1USD59.6325Руб0.0000

Когда все открыто и прозрачно

A- A+

Контрактная система в сфере госзакупок (Федеральный закон №44-ФЗ) вступила в свои права. Одна из особенностей нового закона в том, что в нем предусмотрены механизмы, которые позволяют сделать процедуру закупок для государственных и муниципальных нужд более открытой для общественности. Вопросы, связанные с внедрением института общественного контроля в сфере госзакупок, мы обсудили с генеральным директором НП СРО «Гильдия строителей Северо-Кавказского федерального округа», членом Совета Национального объединения строителей России (НОСТРОЙ) Али Шахбановым (на снимке).

– Новые правила игры, по которым теперь будут действовать все участники колоссального по объемам рынка госзакупок, – сказал он, – вызывают бурные дискуссии и обоснованное волнение как заказчиков, так и поставщиков. Неслучайно. Сегодня в России на госзакупки ежегодно тратится в среднем семь триллионов рублей.
 
На заседании Госсовета в Кремле, посвященном эффективности бюджетных расходов, Президент Владимир Путин заявил: «Нам нужно кардинально улучшить ситуацию по всей системе госзакупок. И для этого работы только ФАС и Счетной палаты недостаточно. Необходимо активнее использовать общественный контроль, соответствующая норма закреплена в законе о контрактной системе. Когда все открыто, прозрачно, сразу бросаются в глаза завышенные цены за ненужные предметы роскоши для чиновников, странные, а иногда нелепые условия госзакупок». 
 
В подтверждение заявления Президента немного статистики. Так, в 2012 г. только фактов невыполнения требования законов о государственных и муниципальных заказах было выявлено на сумму свыше 130 млрд руб., нарушений бюджетного законодательства – на 187 млрд руб! К дисциплинарной ответственности привлечено 27 тыс. чиновников. 
 
– Где в этой картине наша республика?
 
– Дагестан по нарушениям в сфере государственных и муниципальных закупок занимает второе место в Российской Федерации. С учетом всего вышесказанного роль общественного контроля в системе госзакупок сложно переоценить. Вместе с тем общественный контроль за госзакупками может быть действенным только в сочетании с другими видами контроля – государственным и парламентским.
 
– В законе прописан механизм осуществления общественного контроля? Каков он?
 
– Участие общественности в планировании и осуществлении закупок можно разделить на две формы: участие в обязательном общественном обсуждении закупок и осуществление общественного контроля.  При проведении общественного обсуждения закупок уже на стадии планирования закупки общественность имеет право высказаться о ее целесообразности,  обсудить ее условия и стартовую цену. Причем закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такой процедуры.
 
Обсуждать общественность сможет далеко не все закупки, а только наиболее крупные. На переходный период до 2016 года обязательному общественному обсуждению будут подлежать закупки свыше 1 млрд рублей. Но на региональном и муниципальном уровне могут быть установлены дополнительные случаи обсуждения. Так, на региональном уровне планируется обсуждать закупки свыше 100 млн рублей, а на местном уровне в зависимости от вида муниципального образования.
 
– Обсуждать? Каким образом?
 
– Обязательное общественное обсуждение закупок будет проводиться на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок и на специальных очных слушаниях. Игнорировать запросы общественности при обсуждении закупки заказчик не сможет – он должен будет дать мотивированную оценку всем поступившим предложениям и замечаниям, а по итогам проведения общественного обсуждения еще и отчитаться. Результатами обязательного общественного обсуждения закупок могут быть изменения в планах и планах-графиках закупок, в документации о закупках или даже отмена закупки.
 
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления общественного контроля. Закон наделяет общественные объединения и объединения юридических лиц правом обращения в суд за защитой прав и законных интересов группы лиц при нарушении правил проведения закупки. 
 
– Вы возглавляете Комитет по общественному контролю в сфере закупок. Какие цели поставлены перед Комитетом?
 
– Прежде всего необходима адаптация строительных организаций к новым условиям работы в связи с внедрением Контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок. Нам необходимо повышать качество нормативной базы управления государственными и муниципальными закупками в строительных организациях. 
 
Одна из главных целей комитета – обеспечение информационной открытости закупок и справедливой конкуренции поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также защита интересов и удовлетворение потребностей строительных организаций, участвующих в определении заказчиками поставщиков.
 
– Эксперты оценивают инициативу проведения общественной экспертизы и контроля неоднозначно. Ваше мнение?
 
– Мне кажется, оспаривать результаты госзакупок должны конкретный участник торгов и профессиональные организации, объединяющие участников рынка, это должны быть в первую очередь СРО, объединения работодателей и профсоюзы, потому что затронуты именно их интересы. Я за «профессионализацию» общественного контроля. Давать коммунальщикам анализировать закупки в сфере здравоохранения или наоборот – дело неблагодарное. 
 
Мы работаем в строительной отрасли и соответственно контролировать процедуру закупок будем в этой сфере. Здесь важно соблюсти разумный баланс интересов и гражданского общества, и заказчиков, чтобы контроль закупок осуществляли не только участники профессиональной деятельности, которые могут лоббировать свои интересы. 


– Очевидно, что общественный интерес к обсуждению закупок невысок. Как активизировать участие представителей общественных организаций в процессе обсуждения и контроля закупок? 
 
– Чтобы инструмент общественного обсуждения закупок работал эффективно, необходимо стимулировать прежде всего общественную экспертизу, ввести гранты для общественных контролеров и привлекать экспертные организации, в том числе к формированию и обсуждению закупочной документации.  Первые шаги сделаны. Впереди колоссальная работа по урегулированию механизмов взаимодействия власти и общества в вопросах общественного участия в закупках.  

Статьи из рубрики «Экономика»