Сетевое издание «Дагестанская правда»

23:00 | 25 января, Пн

Махачкала

Weather Icon

Минус обратить в плюс

A- A+

Выгодное географическое расположение нашей республики и соседство с государствами Каспийского бассейна, увы, долгие годы так и остаются в числе нереализованных экономических преимуществ Дагестана. И, пожалуй, лишь в последние годы от разговоров о геополитических козырях у нас перешли к конкретным делам в расширении внешнеэкономических связей.

Безусловно, главным пунктом в этом остается торговля через Международный Махачкалинский торговый порт. Здесь в настоящем осуществляется перевалка нефти из Казахстана, зерна – в Иран. Только за 10 месяцев этого года порт перевалил в эту страну более 220 тыс. тонн зерна, что на 28% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.

Отрадно отметить, что рекордно высокий урожай зерна, выдавшийся в России в этом году, сказался на показателях Махачкалинского торгового порта. Как сообщил и.о. гендиректора порта Мурад Хидиров, если раньше в течение месяца предприятие переваливало только около 30 тыс. тонн зерна, то за октябрь удалось среднемесячные объемы перевалки зерновых поднять почти до 55 тыс. тонн. Выгодно это однозначно и Дагестану, и иностранным партнерам. Наращиванию поставок продовольствия в Иран из Махачкалинского порта способствуют не только увеличение внутреннего производства продовольствия, но и достаточно привлекательный для экспортеров курс рубля по отношению к доллару.

— Экспортерам сегодня выгодно переваливать свои грузы через Махачкалинский порт не только с точки зрения экономики, но и логистика здесь удобная и более выгодная. Махачкалинский морской торговый порт – единственная незамерзающая гавань Российской Федерации в Каспийском море. К тому же порт может круглогодично принимать танкеры водоизмещением до 12 тыс. тонн, — отмечает Мурад Хидиров.

Однако торговля через порт — лишь одна из многочисленных возможностей Дагестана расширять внешнеэкономические контакты, хоть и эти возможности далеко не на сто процентов еще реализуются. Перевалочная станция зернового терминала способна принимать до 180 тонн в час. Акватория порта состоит из сухогрузной и нефтеналивной гаваней и внешнего рейда. Совокупная мощность перегрузочных комплексов сухогрузной гавани составляет 3,15 млн тонн грузооборота в год; мощность перегрузочных комплексов ­нефтеналивной гавани – 7,95 млн тонн в год.

Пока во многом потому, что Иран долгие годы был под санкциями, товарооборот с ним все же недостаточно обширен, но минусом этим вполне способен воспользоваться Дагестан. Очень важно задействовать в открывшихся новых экономических условиях потенциал малого и среднего предпринимательства республики. Уже запущены и регулярные рейсы паромов с Ираном. Если помочь частному бизнесу создать приемлемые условия для торговли между странами, то Дагестан вполне может стать «перевалочным пунктом» товаров всего азиатского рынка. Пока, конечно, нет необходимых  транспортно-логистических  объектов, способных  накапливать этот потенциальный поток. Но усилия по созданию торгово-логистического центра «Агеста» – шаг именно в эту сторону. Да и не умеют у нас еще правильно выстраивать международные торговые отношения. Этому нам еще предстоит научиться – минус обращать в плюс.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»