Сетевое издание «Дагестанская правда»

05:00 | 21 октября, Ср

Махачкала

Weather Icon

Миссия (не)выполнима?

A- A+

XVII
Удельный показатель выработки валового продукта является одним из ключевых показателей, характеризующих уровень развития экономики. Если в проекте Стратегии главной целью считается достижение к 2020 году среднероссийского уровня качества жизни граждан, то это автоматически предполагает и выход экономики к 2020 году на удельные показатели выработки валового регионального продукта (ВРП), близкие к среднероссийским. Иначе соответствующий уровень качества жизни просто нечем будет обеспечивать. Впрочем, такого уровня вполне можно достичь и вообще ничего не вырабатывая, если Москва полностью возьмёт республику на своё содержание.

Но такой сценарий развития я исключаю, как не приемлю и предлагаемый авторами проект сценария сохранения к 2020 году всё ещё достаточно высокого уровня дотационности. Мало того, я уже отмечал ранее, что, как выяснилось из расчёта на основе цифр, приведённых в самом проекте Стратегии, она фактически предусматривает выход республики в 2020 году на среднероссийские показатели не 2020 года, а близкие к тем, которые страна имела в 2006 году.

По настоящее время в республике остаются во многом незадействованными механизмы, являющиеся вечными двигателями развития не дикой, а именно цивилизованной рыночной экономики

Получается, что разработчики прогнозируют топтание РФ на месте в течение 12-14 лет, пока её не нагонит Дагестан. Как с этим согласиться?
 
***

А может, всё-таки разработчики правы, и достижение к 2020 году среднероссийского уровня даже не 2020-го, а 2006 года есть предел наших возможностей? Как входили в число самых отсталых регионов, так и останемся в этом разряде?

Что ж, давайте посмотрим, например, какой рост ВРП у нас прогнозируется проектом на 2007 год, в сравнении с 2006.

По композиционному сценарию, который предлагается взять за основу, рост составляет менее 10%. Реальная же цифра оказалась в два раза большей – 19%. Давая в середине года прогноз на его конец, имея на руках реальные текущие показатели, и получить в результате такое расхождение — это надо суметь! При подобной точности прогноз, данный в той же Стратегии, что рост ВРП к 2020 г., по сравнению с 2006 годом, составит 386,1%, уже не вызывает совершенно никакого доверия. Что же касается фантастической точности до одной десятой процента, то даже при самом идеально построенном прогнозе это не может восприниматься серьёзно.

Другой характерный момент – в Стратегии записано, что по инновационному сценарию (от которого решили воздержаться, поскольку авторам он показался неправдоподобно резвым) прогнозировался ежегодный темп роста ВРП на 12%. Эта цифра в полтора раза меньше той, которую последние два года республика достигала фактически и без инноваций (правда, непонятно, каких), предусмотренных в проекте — то есть, получается, инерционно. Да и текущий год, судя по всему, будет таким же. Это ещё одно свидетельство неприемлемости его — проекта качества и откровенной заниженности прогнозов?

***

Так вот, если мы до 2020 года сохраним такие же, как и в последние годы, темпы роста, то ВРП республики, по сравнению с 2006 годом, возрастёт не в 3-4, а в 12-13 раз.

Что это означает?

Россия уже не первый год демонстрирует годовые темпы роста ВВП на уровне         7-8%. Допустим, с учётом амбициозных целей, поставленных прежним президентом, и вроде не оспариваемых вновь избранным, страна ускорится в своём развитии и выйдет через год-другой на уровень примерно 10% роста. (Правда, прогнозы МЭРТ РФ на этот счёт, как и в предыдущие годы, не столь оптимистичны. Однако, пока итоги двух последних лет и первого полугодия текущего года, по данным Всемирного банка, показывают рост на 7,4%, 8,1% и 8,4% соответственно. То есть, Россия, несмотря на мировые финансовые катаклизмы продолжает ускоряться.) Это значит, что к 2020 году её ВВП, если не произойдёт ничего экстраординарного, действительно может возрасти почти в 4 раза. Показатель вполне коррелируется с названной Путиным ещё в ранге действующего президента цифрой увеличения производительности труда в 4 раза, о которой я упоминал ранее. Если так, то при сохранении нынешних темпов развития (18-20%), Дагестан к 2020 году по объёмам ВРП превысит среднероссийские показатели (теперь уже, слава богу, не 2006, а 2020 года) и, возможно, даже в какой-то мере начнёт претендовать на попадание в первую десятку-двадцатку лидеров.

***

Однако, какие основания для уверенности в том, что республика в состоянии сохранить динамику роста последних лет и для оставшихся до 2020 года двенадцати?

Говорят же — гладко было на бумаге…

Сейчас у нас низкие стартовые условия, позволяющие без особых напряжений демонстрировать завидные темпы роста. Но разве в дальнейшем не будет всё сложнее и сложнее? Сохранять существующую динамику надо будет от планки, которая с каждым годом поднимается выше и выше.

Всё верно, но не следует забывать о существовании целого ряда практически ещё незадействованных толком факторов, умелое использование которых делает проблему такого роста не только выполнимой, но и перевыполнимой.

Я исхожу из того, что последние десятилетия экономика республики развивалась главным образом стихийно, и роль государства в ней в качестве разумного регулятора была ничтожна. Мало того, оно нередко играло роль даже не стимулятора, а депрессанта.

А теперь о самих факторах:

— По настоящее время в республике остаются во многом незадействованными механизмы, являющиеся вечными двигателями развития не дикой, а именно цивилизованной рыночной экономики. Причём, запуск этих механизмов, кроме проявления политической воли, не требует никаких особых инвестиций. Не буду детализировать эту тему, но замечу, что некоторые её аспекты я достаточно подробно освещал в прежних своих публикациях.

— Дагестанский менталитет (предприимчивость, работоспособность, стремление жить не хуже других…), энергия которого в условиях отсутствия регуляторов, способных направить её в русло цивилизованного развития, с бешеной силой прорывается совершенно в другом направлении. Практически весь тот негатив, на который мы постоянно сетуем, есть проявление результата неумения (нежелания?) правильно использовать эту энергию. Если же всё делать по уму, она будет вращать колёса “белой” экономики с несравнимо большей, чем во многих других регионах, силой. Это не просто красивые слова. Фактор нашей ментальности в рассматриваемом смысле можно даже конкретно измерить, и некоторые расчёты из дагестанской реальности доказывают, что так оно и есть на самом деле.

— По ряду признаков лично у меня складывается ощущение, что мы находимся в самом начале инвестиционного бума, и быть ему всё-таки или нет, во многом зависит от умелых действий власти по формированию положительного инвестиционного имиджа республики. Фобии, испытываемые внешними инвесторами, — это та плотина, которая сдерживает приток инвестиций в республику, и их если и не полное устранение, то хотя бы заметное снижение может дать поразительный эффект. Своё видение, как это сделать, и даже некоторые подсчёты я уже излагал в публикациях “Имидж всё…” из серии “Инновационная экономика”.

— Дагестанская Стратегия должна стать составной частью общефедеральной Стратегии-2020, что означает увеличение целевых финансовых потоков из Москвы, призванных сыграть роль ещё одного ускорителя.

— Теневая экономика, как ни странно, тоже фактор, который необходимо учитывать при прогнозировании, поскольку каждый процент, выводимый из тени, должен дать такой же процент прироста в легальной экономике – получается, что мы уже сейчас имеем своего рода резервный фонд для легального развития.

— Коррупция – тоже “резервный фонд”, поскольку снижение её уровня не может не сказываться на темпах развития экономики. Я отдельно выделил фактор теневой экономики, хотя она, конечно же, очень плотно связана с коррупцией. В данном же случае под коррупцией я имею в виду разлагающее влияние на самочувствие экономики в целом. Не зря её сравнивают с раковой опухолью, метастазы которой не дают нормально функционировать всем клеткам общества. “Лечение” и вызванное этим выздоровление — не что иное, как ещё один ускоритель.

— Последние два-три года республика демонстрирует такие темпы роста, что к началу срока реализации Стратегии её стартовые показатели ВРП уже будут почти на треть выше заложенных в проекте. По этому показателю уже сейчас мы имеем то, что в проекте заложено на 2010-2011 годы. Это тоже очень солидная фора.

***

Допустим, использование каждого из семи перечисленных факторов даст ежегодно дополнительный прирост ВРП на 2-3%. Тогда суммарный прирост ВРП от воздействия всех факторов должен составить 14-21%. Прибавим ещё к этой цифре даже не нынешние 18-20%, а лишь 7-8% (опять перестраховка — цифры ниже отражённых даже в инерционном сценарии проекта) среднегодового прироста, которые республика имела бы, не задействовав эти факторы. В результате получаем 21- 29% среднегодового прироста.

При определённой условности сделанных прикидок они, тем не менее, основаны на вещах, которые невозможно отрицать, и произведены, как вы имели возможность убедиться, с довольно большим запасом прочности – подсчёты сделаны вовсе не по максимальным для каждого из факторов сценариям. Так вот, если к нашему пока ещё инерционному развитию добавятся ускорения от использования возможностей всех перечисленных факторов, ВРП республики к 2020 году, в сравнении с 2006 годом, должен возрасти даже не в 12-13, а минимум в 15-20 раз.

Вот тогда она действительно имеет все шансы войти даже в пятёрку самых экономически развитых регионов страны.

P.S. А ведь 2-3% прироста по каждому из факторов — это, как я уже упоминал, действительно, более чем скромно. Расчёты показывают, что, например, по фактору теневой экономики это означает снижение к 2020 году её уровня с фактически официально признанных ныне 80% лишь до 72-75%, в то время как в среднем по России даже сегодня её уровень, по разным источникам, составляет 40-60%. (Недавно мне подвернулась и цифра 17%, но она, безусловно, не соответствует действительности, поскольку это уже уровень Норвегии- Дании). Если же дагестанский уровень “тени” к 2020 году, постепенно снижаясь, дойдёт хотя бы до нынешнего среднероссийского, это уже сейчас гарантирует дополнительный среднегодовой прирост ВРП в размере 7-10%! Только по одному фактору из семи упомянутых выше(!). А вот если целью достижения к 2020 году по этому же фактору будет, например, швейцарский уровень “тени” (8-10%), то это лишь по одному фактору уже сегодня, вдобавок к инерционному, даст нам ещё 13-14% ежегодного прироста. Но не пугайтесь. Это я так — к слову.

(Продолжение следует)

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»