Сетевое издание «Дагестанская правда»

18:55 | 22 января, Пт

Махачкала

Weather Icon

Модель догоняющего развития

A- A+

Динамичное и устойчивое социально-экономическое развитие, как показывает мировой и отечественный опыт, возможно только при активном и компетентном государственном регулировании, при наличии тщательно разработанной долгосрочной стратегии, четком определении общих целей и приоритетов, путей и методов их реализации. Именно поэтому принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, разрабатываются долгосрочные стратегии развития отраслей экономики, федеральных округов и всех субъектов Российской Федерации. Разработан и принят в первом чтении Народным Собранием Республики Дагестан проект Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года (Стратегия - 2020 РД).

Стратегия — это осмысление будущего Дагестана до 2020 года. Если выделить основные положения, то проект содержит стратегический анализ состояния экономики и социальной сферы республики, описание основных вызовов, стоящих перед экономикой и дагестанским обществом. Детально обследованы и раскрыты ключевые  проблемы, определены сравнительные конкурентные преимущества и возможности повышения конкурентоспособности Дагестана. В нем осуществлен подробный анализ и дана оценка потенциала социально-экономического развития республики. В проекте определена миссия Республики Дагестан, разработана система стратегических целей, обоснованы приоритеты долгосрочного развития республики. 

Стратегия долгосрочного развития Дагестана не может быть произвольной. Она вытекает из объективных реалий, диктуется определенными внешними и внутренними факторами. Социально-экономическое положение Республики Дагестан исключительно сложное. Не потому, что оно становится хуже. Наоборот, в последние годы продолжается рост экономики высокими темпами. Дело в том, что мировая экономика меняется кардинально, и такие же радикальные перемены начались в экономике и социальной сфере России. Именно на этом поле динамичных и кардинальных перемен Дагестану нужно занять подобающее ему место.

1. Главная стратегическая

цель развития Республики Дагестан до 2020 года

В Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года крайне важно определить центральную идею, представляющую собой несущий каркас всей стратегической конструкции. Именно такая главная идея должна не только определять ориентиры на период до 2020 года, но и служить концептуальной основой для раскрытия и решения всех стратегических проблем республики. Именно такую роль общенациональной идеи должна играть главная стратегическая цель на период до 2020 года.

Генеральная цель развития республики в Стратегии — 2020 определена так: стать интенсивно развивающимся, инвестиционно привлекательным и финансово самообеспеченным регионом с высоким качеством жизни населения, широкими возможностями для свободного предпринимательства, самобытной культурой народов Дагестана. Это качественная характеристика главной стратегической цели развития республики. Количественная же оценка главной цели предполагает прежде всего сравнение уровня развития республики с другими региональными и средними показателями по стране.

Главная стратегическая цель при этом трансформируется в количественные макроэкономические показатели, ориентирующие на сокращение отставания социально-экономического развития Дагестана. Именно существенное сокращение отставания от среднероссийского уровня развития к 2020 г., а в более отдаленной перспективе (примерно к 2030 г.) преодоление отставания по всем основным показателям становится важнейшим стратегическим ориентиром и ключевой национальной идеей объединения всех слоев дагестанского общества. Вместе с тем становится все более очевидным, что достижение этой цели, то есть преодоление отставания и повышение качества жизни населения, является условием обеспечения национальной безопасности как Республики Дагестан, так и Российского государства.

По состоянию на 2008 г. Дагестан отстает от среднероссийских показателей по производству на душу населения валового регионального продукта в 3,6 раза, продукции промышленности — в 16,7 раза, продукции сельского хозяйства — в 1,2 раза, платных услуг населению — в 1,8 раза. Инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения в 2008 г. в республике производилось меньше в 1,2 раза, вместе с тем среднедушевые денежные доходы населения в 1,3 раза ниже, а безработица в 2,1 раза выше. Отставание наблюдается в жилищном строительстве, в развитии практически всех отраслей социальной сферы Стратегия — это осмысление будущего Дагестана до 2020 года. Если выделить основные положения, то проект содержит стратегический анализ состояния экономики и социальной сферы республики, описание основных вызовов, стоящих перед экономикой и дагестанским обществом. Детально обследованы и раскрыты ключевые  проблемы, определены сравнительные конкурентные преимущества и возможности повышения конкурентоспособности Дагестана. В нем осуществлен подробный анализ и дана оценка потенциала социально-экономического развития республики. В проекте определена миссия Республики Дагестан, разработана система стратегических целей, обоснованы приоритеты долгосрочного развития республики. 

Стратегия долгосрочного развития Дагестана не может быть произвольной. Она вытекает из объективных реалий, диктуется определенными внешними и внутренними факторами. Социально-экономическое положение Республики Дагестан исключительно сложное. Не потому, что оно становится хуже. Наоборот, в последние годы продолжается рост экономики высокими темпами. Дело в том, что мировая экономика меняется кардинально, и такие же радикальные перемены начались в экономике и социальной сфере России. Именно на этом поле динамичных и кардинальных перемен Дагестану нужно занять подобающее ему место.

Отставание от регионов России характеризует то, что республика среди 87 субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям занимает следующие места (2007 г.):

Валовой региональный продукт на душу населения 77

Объем добычи полезных ископаемых 49

Объем товаров обрабатывающих производств 67

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 69

Продукция сельского хозяйства 25

Основные фонды в экономике 45

Поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ на душу населения 84

Инвестиции в основной капитал на душу населения 69

Среднемесячные денежные доходы (в месяц) 59

Среднемесячная номинальная заработная плата 85

Уровень занятости 81

Уровень безработицы 83

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя 82

Число собственных автомобилей на 1000 человек населения 84

Такая картина наблюдается многие десятилетия, и отставание носит хронический характер, а при подъеме некоторых отраслей и сфер экономики в отдельные периоды Дагестан вынужден постоянно придерживаться модели догоняющего развития. Вышесказанное подводит к печальному выводу: Дагестан был отсталой окраиной России и пока продолжает оставаться таковой. Хотя тщательный ретроспективный анализ показывает: для векового отставания социально-экономического развития Дагестана нет ни системных внутренних и внешних оснований, ни объективных причин. Среди 87 регионов России Дагестан по территории занимает 52-е место, а по численности населения — 17-е место. Природно-климатические условия Дагестана уникальны и позволяют создавать и развивать на территории эффективную и конкурентоспособную многоотраслевую экономику. Эту возможность во многом усиливает геополитическое и геоэкономическое расположение Дагестана. Население республики традиционно приучено к тяжелому труду, дагестанцам характерны трудолюбие, бережливость, умеренность в потреблении, тяга к знаниям, а их мастерство и талант с древнейших времен получили всемирное признание. К сказанному необходимо добавить: во-первых, со времен присоединения к России Дагестан полностью защищен от внешних захватчиков и всевозможных грабителей, на это не приходится тратить собственные ресурсы; во-вторых, Россия (в свое время весь Советский Союз) оказывала всестороннюю помощь республике, а во время строительства социализма она была практически неограниченной при условии освоения выделяемых средств. Так, большинство из ныне действующих (и бездействующих) предприятий в республике было построено за счет средств из централизованных источников в 60-х годах прошлого века в период функционирования Дагестанского совнархоза. Вся страна помогла восстановлению городов и сел Дагестана после землетрясений в 70-х годах минувшего века. Но при всем этом Дагестану не удалось преодолеть отставание. Поиск ответа на вопрос: «почему имеет смысл в том случае, если он, этот ответ, вооружит нынешнее поколение дагестанцев реальной перспективой и средством преодоления вековой отсталости, а будущим поколениям поможет избежать ошибок своих предков. Основной причиной отставания Дагестана мы считаем отсутствие осмысленной и глубоко продуманной долгосрочной стратегии развития, которая четко ориентировала бы органы власти и всё дагестанское общество на динамичное развитие и достижение объективно необходимых амбициозных целей с использованием передовых научно-технических достижений и учетом мировых и общероссийских тенденций. Конечно, речь идет не о стратегии как формализованном и официально принятом документе, а об отсутствии стратегического мышления, видения долгосрочной перспективы и соответствующей организации деятельности для достижения намеченных стратегических целей. Например, при стратегическом мышлении не представляло труда спрогнозировать, что численность населения Дагестана удваивается каждые 50 лет. Дагестанцев в начале XX века было менее 700 тысяч. Рост населения за прошлый век составил в 4 раза. Чтобы обеспечить растущему населению рабочие места и достойный уровень жизни, нужно было создавать соответствующий экономический потенциал и высокими темпами развивать производство. Но инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения в Дагестане производилось в 2-3 раза, а в отдельные годы в 4,5-5 раз меньше, чем в среднем в России.

В стратегическом осмыслении и оптимизации нуждались отраслевая структура экономики, хозяйственные связи и кооперация, использование природных ресурсов. Особенно четкой долгосрочной ориентации требовала подготовка востребованных народным хозяйством кадров, формирование, как сейчас принято говорить, человеческого капитала, способного созидать и поднять Дагестан не только на среднероссийский, но и на мировой уровень развития. Но для этого органам власти нужно было иметь стратегическое мышление, способность предвидения, обостренное чувство ответственности перед будущими поколениями. Недостаток всего этого в совокупности с отдельными непредсказуемыми внешними факторами и катаклизмами, к которым Дагестан оказывался неготовым, приводил к тому, что Дагестан оставался отстающим, депрессивным, дотационным и т.д. регионом.

 Настало время, когда органы власти, предпринимательские структуры, другие слои общества осознают, что в современных условиях отставание в развитии и низкий уровень жизни обостряют старые и порождают новые противоречия в обществе и в конечном счете представляют угрозу целостности и безопасности и Дагестана, и России. Именно поэтому в проекте Стратегии-2020 РД все подчинено преодолению отставания социально-экономического развития и достижению в долгосрочной перспективе среднероссийского уровня качества жизни населения.

Мы исходим из того, что это для Дагестана не политический лозунг, а объективная необходимость. Дело не только в том, что историческое и хроническое отставание ущемляет честь и достоинство дагестанцев, что дагестанцы вот уже более 150 лет — россияне и имеют со всеми другими народами равные конституционные права. Дело в том, что Дагестан как субъект РФ должен активно участвовать в намечаемой в стране кардинальной модернизации экономики, переводе ее на инновационную модель. Для этого дагестанской экономике нужен современный человеческий капитал, формирование которого полностью зависит от качества жизни населения. Для формирования и развития современной инновационной экономики нужен материально обеспеченный, образованный, здоровый и деятельный работник. Здесь очевидная взаимосвязь: высокий уровень жизни населения -условие качественного человеческого капитала, без последнего невозможно инновационное развитие экономики, без этого немыслимо обеспечить конкурентоспособность экономики. А неконкурентоспособная экономика в условиях глобализации и вступления России в ВТО, как отмечалось, обречена на деградацию.

Кроме того, надо ясно представлять себе, что хроническое отставание республики, низкий уровень жизни и неразвитость человеческого капитала наносят прямой экономический ущерб: снижают инвестиционную привлекательность республики, вызывают «утечку мозгов», денежного капитала, наиболее квалифицированных и активных кадров. По данным Росстата, в 2008 г. из Дагестана убыло (миграционный баланс) около 10 тыс. человек, а сколько выезжает на временные работы, никто не знает. Понятно, что эти дагестанцы — мигранты работают и создают добавленную стоимость в других регионах России или за рубежом. Развитие этих весьма динамичных негативных процессов для Дагестана в долгосрочной перспективе чревато серьезными последствиями. Именно поэтому главной стратегической целью является сокращение отставания, а в долгосрочной перспективе — выход на среднероссийские стандарты уровня качества жизни. Конечно, это потребует максимального напряжения в деятельности республиканских и местных органов власти, предпринимательских структур, общественных объединений, всего дагестанского общества.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»