Сетевое издание «Дагестанская правда»

05:00 | 21 января, Чт

Махачкала

Weather Icon

На подступах к госмонополии

A- A+

На рынке алкоголя создалась тревожная ситуация. По данным экспертов, почти с половины всей реализованной водки государство не получает ни налогов, ни акцизов. Мириться с этими недоимками руководство страны явно не намерено. Еще в конце прошлого года Президент России Дмитрий Медведев своим указом создал специальную службу по контролю за оборотом алкоголя.

Следует отметить, что в нашей республике ситуация в алкогольной отрасли  еще более тревожная. Больше половины производства и выручки от реализации ликеро-водочных изделий остается в «тени». Для сравнения: в советские времена более сорока процентов доходной части бюджетов всех уровней пополнялось за счет выручки от реализации алкогольной продукции. Нынче в бюджетную систему республики поступают, как говорится, крохи в буквальном смысле этого слова.

В последнее время на алкогольном рынке нашей республики была проведена своеобразная «идеологическая артподготовка». По поручению Президента Республики Дагестан Муху Алиева Министерство экономики РД разработало и утвердило комплексный план мероприятий по наведению порядка в сфере производства и реализации алкогольной продукции.

Как реализуется этот план? На эти и другие вопросы нашего корреспондента отвечает министр экономики Республики Дагестан Алавудин Мирзабалаев.

— Вкратце, — сказал, — он современное состояние алкогольного рынка по стране в целом характеризуется высоким уровнем смертности населения от отравления алкогольными суррогатами, ростом количества нелегальной продукции, низким уровнем налоговых отчислений от одного из самых потребляемых в государстве видов продукции. В связи с этим проблемы предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере производства и оборота алкогольной продукции в настоящее время весьма актуальны. Речь в последнее время идет даже о введении полной государственной монополии.

Из сложившейся сложной ситуации в этой отрасли вытекают три основные задачи правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции: охрана жизни и здоровья людей, защита и обеспечение экономических интересов Российской Федерации и поддержка отечественной ликероводочной и винодельческой промышленности.

— Какая правовая база имеется для решения этих актуальных задач?

— Основным нормативным актом, регулирующим эту сферу деятельности, является Федеральный закон от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в новой редакции от 1 июля 2006 года. Законом определены полномочия органов всех ветвей государственной власти РФ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, требования к производству и лицензированию алкогольной продукции, осуществление контроля за соблюдением норм закона. 

Анализ работы предприятий алкогольной промышленности РД за последние три года показывает, что в 2008 году относительно к 2006 и 2007 годов рост производства произошел по всем видам алкогольной продукции, за исключением   виноматериалов, снижение выработки которых связано с уменьшением сбора и переработки винограда в республике за прошлый год.

По состоянию на 1 января 2009 года лицензии на производство этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции имели 44 предприятия республики, из них: на производство этилового спирта — 3, водки — 5, коньяка – 17, вина – 16, шампанского – 2, спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалов и коньячных спиртов) — 24 предприятия. Оптовой торговлей занимались 28 организаций.

В 2008 году предприятиями алкогольной промышленности произведено этилового спирта в объеме 71,7 тыс. дал (в 2006-2007 годах спирт этиловый в РД не производился), водки — 82,9 тыс. дал, коньяка — 2479,5 тыс. дал, вина виноградного — 55,5 тыс. дал, шампанского — 2079,3 тыс. дал.

В прошлом году производство коньяков и шампанского в республике достигло абсолютного максимума за период с 1984 года.

Итоговые показатели по обеим позициям могли бы быть еще более высокими, но в четвертом квартале прошлого года на работе большинства предприятий сказался финансовый кризис, охвативший экономику страны. Особенно его ощутили такие предприятия, как ООО «Махачкалинский комбинат шампанских вин», ОАО «Дербентский завод игристых вин», ОАО «Дербентский коньячный комбинат», ГУП «Кизлярский коньячный завод», 90 процентов продукции которых ориентировано на российский рынок.

—  А как обстоит дело с поступлением налогов и акцизов от ее реализации?

— В Республике Дагестан за последние три года в бюджеты всех уровней поступили акцизы в объеме 2 330,4 млн. рублей, в том числе в республиканский бюджет — 939,1 млн. рублей.

Уровень собираемости акцизов на алкогольную продукцию в бюджетную систему Российской Федерации за 2008 год составляет 97 процентов от начисленных сумм, выполнение индикативных показателей мобилизации акцизов в республиканский бюджет РД за прошлый год составило 81,4 процента. Важным фактором, из-за которого снижаются начисления и поступления акцизов, является розлив готового коньяка, приобретенного за пределами республики с уплаченным стопроцентным акцизом.

— Кто ведет контроль за производством и оборотом алкогольной продукции?

— Контроль осуществляет наше министерство совместно с налоговыми и правоохранительными органами. В 2008 году в республике проводилась работа по усилению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. Так, по информации УФНС РФ по РД, за прошлый год выявлено 125 нарушений в 257 проверенных организациях. В ходе рейдовых мероприятий изъято более 2,6 тыс. дал. алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, составлено более 120 протоколов об административных правонарушениях, по 1 материалу возбуждено уголовное дело. Проведено 17 выездных налоговых проверок, сумма доначисленных платежей составила 24,8 млн.руб.

Органами внутренних дел РД проведено более 4,5 тыс. проверок предприятий всех форм собственности, производящих и реализующих этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, выявлено свыше 2 тыс. правонарушений. Подразделениями МВД выявлено 115 преступлений, по которым возбуждено 101 уголовное дело.

По информации МВД по РД, имеет место завоз в республику из Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Московской области и из других субъектов Российской Федерации с так называемыми марками-«двойниками», когда предприятия отгружают несколько партий продукции, маркированной федеральными специальными марками «заводского» производства с одинаковыми номерами.

Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что большая часть этого рынка находится в теневом секторе экономики, и как следствие – не используются возможности данного сектора экономики для увеличения налогооблагаемой базы и создания новых рабочих мест.

В 2008 году в ходе проведенных мероприятий по 9 городам и 21 району были составлены списки 2900 торговых точек, из которых около 1500 не имели лицензии на реализацию алкогольной продукции.

— Некоторые депутаты и экономисты предлагают ввести монополию и на реализацию алкогольной продукции. Что вы скажете по этому поводу?

— Я за полную государственную монополизацию  и реализацию алкогольной продукции. Обращает на себя внимание тот факт, что в своем большинстве юридические лица по одной лицензии реализуют алкогольную продукцию на нескольких (от 2 до 30) торговых объектах, расположенных в разных городах и районах республики, также имеют место заключение договора аренды магазинов и оформление их как территориально обособленных объектов к одной лицензии, что позволяет не уплачивать лицензионный сбор. В связи с тем, что декларация о розничной продаже алкогольной продукции предоставляется в общем, а не в разрезе торговых объектов, было бы целесообразно разработать предложения о внесении изменений в утвержденные формы декларации, установив, что в ней должна быть представлена информация об обороте алкогольной продукции по каждому территориально обособленному объекту в отдельности. По состоянию на 1 июля текущего года розничную продажу алкогольной продукции осуществляют 872 лицензиата на 1459 торговых объектах.

— Выше вы говорили, что налоговыми и правоохранительными органами были проведены многочисленные проверки, в результате которых выявлена масса нарушений законодательства. А каков результат? Почему-то от этих проверок бюджеты всех уровней соответственно не пополняются.

—  В целях поддержания алкогольного сектора экономики республики в период кризиса, увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от этой отрасли необходимо обеспечить:

согласованное взаимодействие заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Республики Дагестан по обеспечению государственного регулирования и контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции;
проведение совместных специальных мероприятий по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота алкогольной продукции;
усиление контроля за ввозом и вывозом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Наше министерство считает необходимым инициировать пересмотр норматива перераспределения поступления акцизов на алкогольную продукцию в бюджеты субъектов РФ в зависимости от объемов производства алкогольной продукции в том или ином субъекте РФ или в зависимости от объема произведенной продукции на душу населения. Также было бы целесообразным увеличить размер лицензионного сбора за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

У всех руководителей предприятий — производителей алкогольной продукции серьезную озабоченность вызывает проблема оборота контрафактной алкогольной продукции на рынках сбыта. В связи с этим уполномоченным органам государственной власти совместно с легальными производителями алкогольной продукции необходимо принять кардинальные меры  по  вытеснению  из  оборота контрафактной и несертифицированной продукции.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»