Сетевое издание «Дагестанская правда»

16:00 | 26 января, Вт

Махачкала

Weather Icon

Надо возрождать НПО

A- A+

Понятие престижа и начального профессионального образования (НПО) пока еще с трудом сочетаются в обывательском сознании. Но такое отношение нужно менять. Состоятельность системы НПО положительно скажется на развитии и укреплении нашего государства. В этом уверен Гаджи Гаджиев, директор ПУ № 21.

– Гаджи Ильмудинович, система профтехобразования переживает сейчас нелегкие времена. Расскажите, пожалуйста, как изменился перечень профессий, по которым в училище традиционно подготавливают специалистов?

– Наше махачкалинское профессиональное училище №21 является одним из старейших учебных заведений НПО республики. Профильным направлением его деятельности является подготовка квалифицированных рабочих для предприятий машиностроения и металлообработки. Ныне в  соответствии с требованиями рынка труда к ним прибавились и другие  востребованные профессии: оператор ЭВМ, повар-кондитер, портной, младшая медицинская сестра и т.д. Открыта автошкола, где наши учащиеся имеют возможность получить водительское удостоверение.

Но не все так гладко. Практически забыты из-за простоев предприятий машиностроения такие профессии, как токарь, фрезеровщик, слесарь механосборочных работ. Обучением этим профессиям почти не занимались последние 10-15 лет.

Сегодня в Махачкале осталось лишь три учреждения начального профессионального образования (по нормативам, исходя из численности населения нашего города, их должно быть не менее 10). Дошло до того, что промышленные предприятия столицы привозят специалистов рабочих профессий из других городов и районов республики.

– Поступают ли  заявки на обучение с предприятий?

– У нас заключены долгосрочные договора о совместной деятельности с рядом предприятий и организаций. Среди них –  сеть магазинов «Караван», ОАО «Стройиндустрия», завод ЖБИ, ОАО «Завод им. М.Гаджиева», ООО «Лакония» и другие. Заключен договор на подготовку газоэлектросварщиков и электромонтеров  с Управлением ЖКХ Махачкалы. По заявке Комитета Правительства РД по туризму начинаем готовить специалистов гостиничного бизнеса: администратор, портье, дежурная по этажу и т.д. Специалистов этого профиля в республике не готовят, хотя туризм в республике развивается.

– Существуют ли какие-либо государственные программы в сфере НПО, направленные на улучшение положения в этой области образования?

– Такие программы есть и на федеральном и на республиканском уровнях. В частности мы работаем с Комитетом Правительства РД по поддержке и развитию малого предпринимательства, с которым заключили договор по двум программам: первая – обучение и подготовка кадров, повышение квалификации и профессиональной подготовки руководителей и специалистов субъектов малого и среднего предпринимательства; а вторая – организация профессионального обучения безработных граждан, желающих организовать предпринимательскую деятельность.

– Как финансируются эти программы?

– Обе эти программы финансируются из средств федерального и республиканского бюджетов. При сроке обучения три месяца на организацию обучения выделяется 5-6 тысяч рублей.

– Существует республиканская президентская программа, направленная на снижение напряженности на рынке труда, куда, помимо прочих мер, входят мероприятия по профессиональной переподготовке специалистов, освоению ими новой профессии. Ведется ли на базе училища работа в этом направлении?

– Да.  В рамках этой программы мы заключили государственный контракт с Министерством труда и социального развития РД по профессиональному обучению безработных граждан, направленных на обучение Центрами занятости населения из городов и районов республики. По нему мы уже в этом году должны подготовить 165 специалистов по следующим профессиям: повар-кондитер, слесарь по обслуживанию холодильного оборудования, слесарь-ремонтник по ремонту электрооборудования автомобилей, токарь, мастер по ремонту бытовой техники.

–  До 2005г. дагестанские ПТУ финансировались из федерального бюджета, а теперь – из республиканского. Что изменилось с тех пор?

– К сожалению, финансирование значительно уменьшилось. Но в последнее время ситуация налаживается. Руководство Министерства образования и науки РД старается делать все возможное для материального обеспечения учебного процесса и улучшения всей системы НПО в целом. В связи с этим прошла реструктуризация всей системы НПО – одни училища закрыли, другие сократили, остались лишь те, которые необходимы  в настоящее время.

С началом республиканского финансирования было отменено питание учащихся профессиональных училищ. Это одна из наших насущных проблем, потому что основной контингент училищ – дети из малообеспеченных семей, сироты. И это при стипендии всего в 315 рублей. Лишь учащиеся-сироты получают пособие в 4000 рублей.

Еще одна наша болевая точка – очень низкая  заработная плата работников. Минимальная составляет 4330 рублей. Мы надеемся, что с вводом в следующем году новой системы оплаты труда ситуация изменится в лучшую сторону. Сейчас преподаватели и мастера производственного обучения работают на полном энтузиазме, и хотелось бы, чтобы такое отношение было вознаграждено достойной оплатой их труда.

Размер зарплаты зависит также от статуса учебного заведения. Некоторые училища были переименованы в лицеи или колледжи. А вследствие повышения статуса учебного заведения заработная плата преподавательского состава повышается на 15%. Вопросы, касающиеся возобновления питания и повышения статуса ПТУ, поднимались на совещаниях в Министерстве образования  и науки. Надеемся, что и мы скоро будем переименованы и это повысит престиж профтехобразования.

– Уменьшилось или увеличилось количество поступающих в ваше училище, по сравнению с предыдущими годами?

– В этом году план набора в 1,5 раза превысил прошлогодний. Он всегда выполняется. Наши работники активно занимаются профориентационной работой  в школах города. В основном у нас учатся махачкалинцы, приезжих учащихся мало.

– В чем причины популярности  и непопулярности училищ?

– В училище может поступить любой выпускник школы без экзаменов, обучение бесплатное. Выпускник училища получает диплом установленного государственного образца.

Одновременно с получением полного (общего) образования он осваивает и избранную им профессию. Выпускники профессиональных училищ пользуются равными правами с выпускниками школ при поступлении в вузы и т.д.

Непопулярность связана со сложностью трудоустройства на производстве. К тому же молодежь не считает профессии токаря или слесаря престижными, да и зарплата не добавляет им популярности. Заводы и фабрики стали закрываться, приватизироваться, образовывались  всевозможные акционерные общества. В этой ситуации профессиональное образование стало ненужным – ведь это лишние расходы из бюджета. Сегодня о советском профессионально-техническом образовании вспоминают с ностальгией. О необходимости его возрождения говорят на всех уровнях власти. Но пока мало что изменилось.

Сейчас много говорится о необходимости подъема производства. Его действительно нужно поднимать, но возможно лишь вместе с возрождением системы начального профессионального образования.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»