Наш Геракл
Сколько поговорок придумал народ о волоките: «Дело отложили, а потом забыли», «Ноги износил, пока с бумагами ходил». Оттуда, с тех незапамятных времен, выражения «класть под сукно», «долгий ящик» и т. п. Казалось, одолеть эту гидру под названием «бюрократия» никому не под силу. Нет Геракла в нашем Отечестве … Как и справиться с другой, не менее давней привычкой служивых ждать вознаграждения за любое, даже самое пустячное свое действие.
Свежи в памяти и все эти конторы, в которых всегда бывали очереди, давка, ругань. Тесные, унылые кабинетики, где воздух был пропитан чем-то затхлым, нафталиновым.
И вдруг – МФЦ! Мне довелось присутствовать на открытии первого из них в нашей республике в 2009 году. Было это в Каспийске. Нашего брата-журналиста не так-то легко пронять. Профессия наделяет приличной долей здорового скептицизма. Но не удивиться и не восхититься было невозможно.
Это сейчас мы воспринимаем как должное европейский уровень и внутри МФЦ, и снаружи. А тогда показалось, что тебя волшебным образом перенесли в одну из тех стран, где давно уже чиновник для человека, а не наоборот.
Верные своей привычке, мы старательно искали подвох. Ну не может быть, чтобы это было навсегда, переглядывались представители СМИ. Сейчас покажут все высоким гостям, а потом закроют. Или будут работать, но не для всех. Каюсь, такие были мысли. Ну а как им не быть, если в нас десятилетиями укоренялось: да кто я такой, чтобы требовать уважения к себе в присутственном месте? Лучше других, что ли? Все ждут, и ты жди.
У той гидры одна из голов – коррупция. Одно очень тесно связано с другим. И как было трудно поверить, что аббревиатура «МФЦ» послужит мечом, отрубающим эти головы. Пусть пока только в одной сфере – в госуслугах. Но смогли же поломать систему.
Вот на днях я там была. Благо, рядом, напротив нашего издательского комплекса. Зашла узнать насчет налогового вычета. Хотя и говорят, что к хорошему привыкаешь быстро, я будто в первый раз увидела и продуманный до мельчайших деталей интерьер, и приветливых девушек в окошках. А прохладный воздух из кондиционеров показался мне тем самым ветром перемен.
Пока была в офисе, разговорилась с другими посетителями.
— Мы с сыном пришли, — сказала моложавая женщина. — Паспорт получаем ему здесь.
Двое других оказались семейной парой. Оформляют материнский капитал.
Причем для того, чтобы вот так, как белый человек, получить необходимые услуги, не нужно никуда ехать.
Сегодня в городах и районах Дагестана работают 56 многофункциональных центров и более 400 удаленных офисов в крупных поселениях. Сеть МФЦ предоставляет услуги даже в тех населенных пунктах, куда еще не проложены дороги. Обратившись в офисы, граждане получают около 400 видов услуг.
Ежедневно в МФЦ обращаются более 10 тысяч человек. Каждый со своей жизненной ситуацией. По всем разработаны комплексы услуг. К примеру, если заявитель решил построить дом, обратившись в МФЦ, он одновременно получает
13 услуг в комплексе, начиная от постановления на земельный участок и заканчивая правоустанавливающими документами на дом.
Наиболее популярны услуги, связанные с земельно-имущественными отношениями: получение кадастрового номера, межевание, выписка из ЕГРН и т.д. Большое количество обращений в МФЦ и за услугами социального характера. Приходят чаще всего молодые мамы, оформляющие различные виды детских пособий, льгот. Через центры госуслуг становятся в очередь в детсад, школу, составляют заявления на получение сертификата материнского капитала, оформление пенсии. Высокий процент и у миграционных услуг: прописка-выписка, получение российского и заграничного паспортов. Всего за прошлый год в республиканские центры госуслуг обратились около двух миллионов человек.
На площадках многофункциональных центров, кроме государственных и муниципальных, можно получить более ста бизнес-услуг, что сходится с идейной частью приоритетного проекта развития РД «Точки роста». А цель проекта — повышение инвестиционной привлекательности Дагестана.
Самое важное — деятельность центров для заявителей абсолютно бесплатна. На площадках МФЦ взимается плата только в виде госпошлины.
Постоянный мониторинг качества оказания услуг позволяет держать их на высоком уровне. Работа МФЦ в постоянном режиме оценивается как в федеральной, так и в региональной системах. Заявитель после получения услуги с помощью смс может по 5-балльной системе оценить качество оказанной ему услуги. Согласно результатам мониторинга этих систем уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг через МФЦ по Республике Дагестан за 2016 год составил 98%.