Сетевое издание «Дагестанская правда»

22:00 | 26 января, Вт

Махачкала

Weather Icon

Научиться конкурировать

A- A+

Задача сохранения и создания рабочих мест в период кризиса определена Президентом РД М.Алиевым как одна из важнейших задач республиканской власти.

В связи с этим перед министерствами и ведомствами была поставлена задача по максимальному размещению заказов на предприятиях-товаропроизводителях через систему госзаказа, так как объемы государственных закупок значительны и стабильны, а для многих местных товаропроизводителей в условиях кризиса госзаказ является единственным источником гарантированного финансирования. Получение заказа позволяет предприятию сохранить производство, рабочие места.

Конечно, в сложный период развития общества было бы правильным создать условия приоритетности для республиканских производителей. Но Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ не устанавливает таких преференций, за исключением предоставляемых предприятиям инвалидов и организациям и учреждениям уголовно-исполнительной системы преимуществ. Поэтому республиканский поставщик, товаропроизводитель в создавшихся условиях должен научиться конкурировать в равных условиях и получать заказы.

Однако практика государственных и муниципальных закупок республики показывает, что очень часто интересы заказчиков и товаропроизводителей не совпадают.

Ни для кого не секрет, что государственному заказчику очень удобно закупать продукцию мелкими партиями путем запроса котировок. Так легче и проще, потому что не нужно планировать закупки на длительный период, и, кроме того, это позволит обеспечить себя гарантиями от инфляционных процессов. Но производителей, в отличие от поставщиков, такой подход не устраивает, потому что он не может своевременно спланировать свою деятельность и сориентироваться на государственный или муниципальный заказ.

Известно, что заказчики стараются уйти от заключения контрактов с республиканскими товаропроизводителями любыми путями ввиду того, что заранее известен «свой» поставщик, что делает бесперспективным участие в торгах местных товаропроизводителей. Установлено также, что несостоятельность и срыв торгов зачастую связаны с многочисленными нарушениями, допускаемыми государственными и муниципальными заказчиками.

Заказчик идет на любые ухищрения, чтобы не допустить республиканских товаропроизводителей к проводимым торгам, однако от последних практически не поступают официальные обращения на действия заказчиков в контролирующие органы в сфере размещения заказов (УФАС России по РД и Минэкономики Дагестана), призванные принимать меры по фактам нарушений.

Следует иметь в виду, что закон предусматривает возможность поставщиков отслеживать действия заказчиков на всех этапах проведения процедур закупок, применяя аудио — и видеотехнику, обжаловать действия (бездействие) заказчиков на любых этапах размещения заказов (от начала опубликования извещения и документации о размещении заказа в СМИ и до заключения контракта).

Известны случаи, когда участник размещения заказов, прошедший процедуру рассмотрения аукционных заявок, не смог попасть в здание, где проводился аукцион, и был признан неявившимся. При этом у него не было доказательств произошедшего факта.

Случается и такое, что представитель заказчика не дает возможности поставщику представить требуемый пакет документов до окончания срока подачи заявок; или в день проведения аукциона переносят время его проведения на неопределенный срок. Имеют место и такие случаи, когда при проведении запроса котировок заказчик вскрывает котировочную заявку участника до даты рассмотрения, узнав цену предложения, сообщает об этом «своему» поставщику. Таких примеров, к сожалению, множество.

Но при этом такие факты, а также вопросы, ограничивающие возможности предприятию принять участие в объявленных торгах, ими обжалуются редко.

Часто и сами предприятия — товаропроизводители не соблюдают требования, предъявляемые к оформлению необходимых документов в качестве участников торгов (непредставление обеспечения заявки, гарантий качества продукции, несброшюрованная заявка и т.д.), хотя эти требования предусматриваются документацией о размещении заказов, разработанной заказчиком.

Таким образом, в большинстве случаев отсутствие заказов у товаропроизводителей связано с незнанием ими действующего законодательства о закупках и своих прав.

В целях разъяснения положений закона, обязанностей и прав поставщиков и госзаказчиков Минэкономики Дагестана проведен семинар-совещание «Государственный заказ в условиях влияния мирового финансового кризиса. Практическое руководство заказчика и поставщика: успешное взаимодействие в рамках закона».

Следует отметить, что Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ постоянно совершенствуется, в него вносятся поправки, в результате не только поставщики, но и заказчики не успевают своевременно осваивать внесенные изменения.

С 1 марта 2009 года начинают действовать более 80 изменений в законе №94-ФЗ, внесенных Федеральным законом №308-ФЗ. С 1 июля вступает в силу заключительная часть изменений, принятых этим же законом, а депутаты уже обсуждают новые поправки.

Важные законодательные нововведения коснулись требований к оформлению документации, сроков оценки и сопоставления заявок, порядка снижения цены контракта, размера обеспечения заявки при проведении аукциона, а также многого другого.

Заказчик должен постоянно отслеживать вносимые изменения, менять шаблоны документов, условия контрактов и т.п. Несоблюдение закона чревато срывом контракта, штрафами и даже привлечением к уголовной ответственности. В то же время Кодексом РФ по административным правонарушениям предусмотрена персональная ответственность каждого члена комиссии заказчика за принимаемые решения, в том числе за нарушение порядка вскрытия конвертов, оценки и сопоставления заявок и отбора участников размещения заказов, а также необоснованного отклонения заявок и выбора победителя с нарушением требований законодательства. Сумма административных штрафов предусмотрена от 30 до 50 тыс. руб. на каждого члена комиссии, проголосовавшего за решение, которое привело к таким нарушениям.

В этих условиях велика возможность для государственных и муниципальных заказчиков отстранить нежелательного участника размещения заказов, оставить в торгах одного участника и по результатам объявить их несостоявшимися. Этот путь для заказчиков является самым распространененным и предпочтительным.

Все эти проблемы обсуждены на заседании Правительства РД в июне текущего года.

В целях организации помощи участникам размещения заказов в преодолении оказываемых им барьеров со стороны заказчиков по поручению Правительства РД в Минэкономики Дагестана и Минпромтранссвязи Дагестана организованы телефоны горячей линии для участников торгов — дагестанских предприятий и предпринимателей.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»