Сетевое издание «Дагестанская правда»

15:00 | 20 января, Ср

Махачкала

Weather Icon

Нефтяная составляющая урожая

A- A+

Ситуация на потребительском рынке нашей республики и страны в целом, если судить по статданным, складывается благополучно. Инфляция сходит на нет. Рост цен за июнь составил, как и в мае, 0,6 процента, с начала года - 7,4 процента.

Как сообщает Росстат, среди основных групп продовольственных товаров в июне подорожали: плодоовощная продукция – на 3,9 процента, рыба и морепродукты – на 1,3 процента, алкогольные напитки – на 1,3 процента.

Примерно такая раскладка цен складывается и на потребительском рынке нашей республики.

Но совсем иная картина на рынке нефтепродуктов. Среди непродовольственных товаров в июне более всего подорожал автомобильный бензин – на 8,8 процента, а у нас в республике – на 18 процентов. Почему так получается? Неужели мы, дагестанцы, самые богатые и живем в другой стране?

Но это еще полбеды. С июля, когда началась массовая уборка урожая, начали бешено расти цены на нефтепродукты: бензин марки АИ-92 в июле подорожал почти в 1,5 раза. На столько же за этот период подорожало дизельное топливо. Для сравнения: по стране в целом цены на нефтепродукты выросли только на десять процентов.

Между тем в ходе весенне-полевых работ цены на нефтепродукты в нашей республике и по стране в целом удалось держать, как говорится, в узде.  

Если в прошлом году оптовые цены на дизельное топливо в страдную пору доходили до 29 тысяч рублей за тонну, то к началу уборочной страды такого роста не наблюдалось. А на бензин марки АИ-80 цена даже снизилась до 12860 рублей за тонну.

Такие цены для основного поставщика солярки и бензина селу — филиала ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт», согласно заключенному соглашению, впервые за последние годы были установлены в преддверии весеннего сева в рамках осуществленной при непосредственном участии Минсельхоза Российской Федерации акции по фиксированию цен на региональных рынках ГСМ. В результате сработал закон конкуренции: пришлось умерить аппетиты и двум десяткам других компаний, реализующих нефтепродукты на территории страны, в том числе и в нашей республике. Некоторые из них предлагали даже 14 тысяч рублей за тонну дизельного топлива. У тружеников села появилась возможность выбора и хозяйственного маневра.

В отличие от «лукойловцев», продающих ГСМ только с предоплатой, поставщики других компаний согласились на отсрочку платежей. Таким образом, действовавшая на полях регионов Российской Федерации, в том числе Дагестана, техника бесперебойно обеспечивалась горючим. В результате яровой клин засеяли вовремя и без проблем.

Сейчас нам крайне важно, констатировал недавно Владимир Путин, закрепить эти позитивные тенденции, не растерять все то, что было наработано и в рамках нацпроекта и госпрограммы развития сельского хозяйства. Вот почему на поддержку сельхозпроизводства в этом году мы предусмотрели немалые средства: с учетом антикризисных мер их объем составит рекордную сумму — 182 миллиарда рублей! Правительство буквально в ручном режиме решало вопросы сохранения объемов банковского финансирования, кредитования, обеспечения стабильных поставок топлива и удобрений по доступным ценам.

Умерить запредельный аппетит королей бензоколонки и нефтяных компаний взялась ФАС России вместе со своими региональными управлениями. Сумма штрафов по новому делу «Газпромнефти», одной из четверки крупнейших нефтяных компаний России, которую Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже официально признала нарушителем законодательства, может значительно превысить штрафные санкции по предыдущим делам, обещают в надзорном ведомстве. То же самое касается и еще одного нефтяного гиганта — компании ТНК-ВР.

Собственно антимонопольная служба перешла в широкомасштабное наступление на нефтяников еще в прошлом году: от них потребовали снизить цены на нефтепродукты. Тогда в ФАС посчитали, что компании — «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР и «Газпром нефть» — установили монопольно высокие цены на авиакеросин, бензин, дизельное топливо и мазут.

На компании были наложены взыскания на сумму от 1,1 до 1,6 миллиарда рублей. «Газпром нефть» оштрафовали на 1,3 миллиарда рублей.

Проблема, которой занимаются ФАС и его региональные подразделения, состоит в том, что владельцы автомашин и сельхозтоваропроизводители только наблюдают, как цены на топливо во всем мире следуют вниз за ценами на нефть. Однако в нашей стране этого не происходит. Ранее зам.руководителя ФАС Анатолий Голомолзин пояснил представителям средств массовой информации, что топлива в России производится достаточно, однако крупными компаниями искусственно создается дефицит. В первую очередь, его ощущают независимые организации, а таких на рынке до половины. В результате страдают конечные потребители. С начала лета стоимость топлива на АЗС начала скакать (причем исключительно вверх) рублевыми интервалами. На ряде автозаправок цены в один момент выросли на 1—1,5 рубля за литр бензина. Наиболее популярный 92-й бензин, еще в июне продававшийся по 18 рублей за литр, стоит уже 21 рубль. Бешеный рост цен на бензин происходит, как выше отмечалось, в нашей республике. Тот же 92-й до недавнего времени у нас стоил 15 рублей за литр, а с июля – уже 22,5 рубля.

Тем не менее пока борьба ФАС с нефтяниками напоминает схватку с ветряными мельницами. Ни одна из компаний не заплатила в казну прописанный штраф и занимается тем, что «замыливает» дела в суде. Однако в антимонопольной службе не теряют оптимизма. На днях ФАС рассмотрит очередное дело в отношении «Роснефти».

Как собираются умерить аппетит королей бензоколонок антимонопольщики нашей республики? С целью получения ответа на этот вопрос мы побывали в Управлении ФАС по Республике Дагестан. С руководителем УФАС Курбаном Кубасаевым нам не удалось встретиться – он в загранкомандировке. Но из разговоров с работниками Управления выяснилось, что они получили соответствующие указания из ФАС, настроены решительно в борьбе с королями бензоколонок и готовы умерить их аппетит. И в этом, надо отметить, они имеют положительный опыт. Благодаря их решительным действиям осенью прошлого и весной текущего года удалось удержать от роста цены на бензин и дизтопливо. Удастся ли им это еще раз? Поживем – увидим.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»