Купить PDF-версию
20:16 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
14:49 24.08.2018

Неэкономические условия экономического развития

Юрий Сагидов, профессор
119

Механизм экономического управления в регионах страны практически одинаковый, и на него, как правило, обращается основное внимание. Однако его эффективность в разных регионах разная. Во многом это зависит от условий неэкономического характера.

« Если мы действительно хотим продолжить свое
существование в XXI в., если мы действительно
хотим добиться устойчивого и человеческого
развития, нам надо радикально и незамедлительно
изменить наш образ жизни».
Перес де-Куэльяр, экс-генсек ООН

 

Классики политэкономии считают, что объективно присущая человеку устремленность к росту благосостояния удовлетворяется ростом результативности его деятельности. Эта связь в масштабах общества является движущей силой развития и роста экономики.

Дагестанцам не занимать устремленности к благосостоянию. Согласно статистике, устойчивость семей в Дагестане — одна из  самых высоких в России. Поэтому крепкая семья с нарастающим благосостоянием является пока сохраняющейся традиционной установкой самоутверждения их социальной значимости по принципу «не хуже, чем у других». Чтобы в сложных условиях малоземелья обеспечить достаток семьи, дагестанцам приходится затрачивать намного больше аграрного труда, чем, например, в регионах черноземной полосы. Из-за ограниченности мест приложения труда многие из них  выезжают на отходническую или постоянную работу в другие близкие и далекие регионы страны, где проявляют заметную  результативность. Всемирно известны академики философ А.А. Гусейнов и физик А.М.  Асхабов. Прославили Дагестан композитор М.М. Кажлаев и космонавт М.Х. Манаров. Успешны дагестанцы и в ратной службе, количество военных, удостоенных высоких наград, одно из самых заметных в стране. Всеобщее признание получили летчики-испытатели, талантливые хирурги в центральных клиниках страны, успешные бизнесмены, профессиональные спортсмены,  троители и нефтяники.

Казалось бы, основополагающая связь между устремлениями и результативностью, обеспечивающая экономическое развитие Дагестана, возможна. Однако результативность этой связи проявляется в других регионах страны и даже в зарубежье, но не в Дагестане, который входит в число 14-ти регионов, признанных в России наиболее экономически несостоятельными. Социальная стабильность в республике сохраняется федеральными вспомоществованиями, которые дополняют заработанное населением до уровня, приемлемого для обеспечения более-менее нормальной жизни. При этом  в Дагестане наблюдается слабо выраженное самодвижение в развитии — способность республики, пользуясь преимуществами синергии федерального обустройства России, собственными усилиями привлекать свои и извне ресурсы развития, погашать внешние и внутренние факторы противодействия созидательной деятельности на своей территории.

Свидетельством слабости самодвижения в развитии явилось то, что при переходе к рыночной экономике Дагестан в одночасье потерял крупные предприятия промышленности, лишился достигнутого уровня аграрно-индустриального развития и опустился на уровень аграрных регионов со значительным уменьшением   экономического потенциала. И власть, и руководители предприятий и организаций исполняли роль инициативных проводников плановых установок Центра, но не суверенного руководства экономикой. В изменившихся условиях они оказались беспомощными. Конкуренция за получение дотаций заслоняла внимание руководства республики от решения проблем развития. Надо полагать, что и федеральный Центр  определился с тем, что Дагестан по многим экономическим параметрам и критериям состояния здоровья общественной среды оказался банкротом. Поэтому в республике введен режим фактического внешнего управления с целью проведения своего рода санации и содействия в приобретении через какой-то период способности к самодвижению в развитии.

Учитывая   ситуацию, которая сложилась в социальной и экономической сфере Дагестана, не вызывает сомнения своевременность и значимость введения внешнего управления.  Однако считать последнее панацеей в достижении самодвижения и устойчивого развития было бы ошибкой. Ведь достигнутый в советский период высокий подъем экономики Дагестана был результатом централизованного управления, и это не привело к сохранению устойчивости в развитии. Развитие региона достигается не без участия Центра, но оно будет устойчивым и органичным только при его порождении самими жителями.

Хроническое отставание Дагестана в развитии наталкивает на мысль, что объективно присущая дагестанцам устремленность к росту благосостояния не связана с ростом результативности их действий. Это так и не так. Если благосостояние достигается таким самоотверженным трудом, как выращивание дагестанским аграрием капусты, или вообще  на основах, связанных со словами «труд» и «служба», то эти основы являются условием проявления движущих сил развития. Но если благосостояние достигается на основах, определяемых  словами «казнокрадство», «разбой», «мошенничество» и пр., то проявляются не движущие, а тормозящие силы.

Судя по тому, что Дагестан хронически отстает в экономическом развитии, можно считать, что условия для отрицательной направленности довольно значительны. Однако, имея в виду приведенные выше примеры способности дагестанцев к результативному труду, можно с оптимизмом смотреть в будущее, ожидать создания системы побуждения на основах достижения результативности труда и уничижения основ торможения.  А для этого надо знать факторы, влияющие на превалирование той  или иной направленности. Это превалирование зависит от состояния общественной среды региона.

Для всех регионов одинаковы и основы цивилизации страны. В них  взаимодействует сложная система разных компонентов. Это географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, литература, быт людей и т.д. Но эти компоненты несут в каждом регионе печать особенностей.  Культура и субъективные факторы способствуют тому или иному состоянию общественной среды, что существенно влияет на экономику. Логика проста.  От того, какие факторы определяют состояние   общественной среды в регионе,  зависит жизненный уклад людей, их  трудовое вдохновение или апатия, инвестиционный климат, желание заниматься бизнесом,   намерение   оставаться в регионе или покинуть его в поисках лучшей доли.

Дагестан  имел четко выраженное и исторически сложившееся «ядро» культуры. В отличие от малочисленных семей многих стран Запада, где внуки и дед уже не считаются родственниками, дагестанская семья, как правило, многодетная, оставалась скрепленной тесными узами родства, при которых  забота о пожилых родителях носила (и пока носит) характер безусловной ответственности. Жилые дома строились не усадебного типа,  а как строения, скученные на горном склоне, непригодном для выращивания аграрной продукции. Дома ориентировались так, чтобы солнце светило в окна полный световой день, что было важно для экономии  зимой дров.  Водой пользовались из реки или родника, и отношение к ним было святое, даже плюнуть в них считалось грехом. Понятно,  что  соблюдалась культура экологии, забота о сохранении  природной среды для поколений. Участок  земли, выделенный селянину для строительства дома, считался его неотъемлемой собственностью, на которую никто не мог покушаться, как, впрочем, и на любую другую собственность. Возможные споры решались на  уровне местного самоуправления: наиболее авторитетные и умудренные опытом сельчане, образующие джамаат (совет), принимали решения, а исполнение осуществлялось кадием и старшиной при участии муллы. Сложные  проблемы решались институтом маслиата —  согласительной группой авторитетных лиц.

В конце 50-х годов прошлого века автору, будучи семнадцатилетним, надо было попасть пешком в высокогорное село. По тропе навстречу на коне ехал человек в годах. Приблизившись, он сошел с коня,  поздоровался первым и уступил дорогу. На мой вопросительный взгляд он объяснил, что таков адат. У первого же дома села встретилась пожилая женщина, которая настоятельно попросила войти в дом и отдохнуть. Сакля была явно небогатой. Женщина, извинившись за бедность угощения, предложила чурек и воду с пожеланиями здоровья. В самом селе автору предложили быть кунаком, что по адату гарантировало защиту и гостеприимство. И, наоборот, теперь и на кунака возлагалась такая же ответственность у себя дома. На базаре запечатлелась сценка темпераментного спора между продавцом и покупателем коровы по поводу цены. Каждый приводил  довод в пользу своего варианта цены. Наконец, сошлись и рукопожатием со словами «Я продал» и «Я купил» завершили взаимовыгодную сделку.

Было бы неправильно идеализировать состояние дагестанского общества в прошлом. Культура быта, например, оставляла желать лучшего. Так, скот содержался в сараях рядом с жильем или на первом этаже. Антисанитария способствовала ряду заболеваний. Можно  приводить много других примеров, характеризующих как положительные основы культуры дагестанцев – духовное наследие известных поэтов и религиозных деятелей, особенности демократии  и пр., так и негативные стороны. Но желательно определить, как  сформировались компоненты  культуры, и в каком находится  состояние общественной среды сегодня, что надо возродить из прошлого и что надо внести новое. Не изменяться компоненты не могли, поскольку Дагестан, как и любой регион, находится в сфере мирового влияния и федеральных воздействий, технического и культурного прогресса,  меняющегося соотношения горной и равнинной селитьбы и прочих факторов.

Оглянемся вокруг. Нельзя не отметить, что культура быта дагестанцев существенно изменилась. Как в городе, так и в селе жилье находится в чистом и комфортном состоянии, заходить в дом в обуви не принято. Выходим из такой квартиры: лестничная площадка замусорена окурками, обертками от мороженого, стены лестничной клетки неопрятны, в окнах разбиты стекла. Выходим из подъезда: двор, зажатый и стесненный скученно застроенными домами, забит припаркованными автомобилями, нет места для отдыха ни детям, ни взрослым. Едем по городу, поражает бескультурье водителей: некоторые несутся, превышая скорость, лавируют, пересекая путь других машин, выскакивают на встречную полосу, создают опасные ситуации. Из впереди едущей иномарки на дорогу выбрасывают шкурку банана. На всем протяжении улицы встречаются отдельные красивые здания. Но на фоне безликих домов они не образуют архитектурно привлекательных ансамблей. В поликлиники томятся пациенты в очереди к врачу. Но  находится тип,  желающий пройти без очереди, нервируя ожидающих.

Едем  в Юждаг, в сторону границы с Азербайджаном. Красоту высоченных скалистых гор, местами покрытых зеленью и коврами цветов, трудно описать. С каждой горы стекают  ручьи чистейшей холодной воды, образуя реку с гордым красивым названием Самур. Но! На берегах стоят туалеты, откуда фекалии стекают в реку. Дома в селах теперь уже усадебного типа, но не газифицированы, возросла потребность в дровах. В рыночной культуре не возобладает критерий взаимной выгоды. Возможное банкротство одного из  агентов рынка, ведущее к потере частицы экономики республики, не беспокоит другого. Обвес, недолив, взять деньги взаймы и не  вернуть долг – все это порою извращенно представляется как деловая ловкость.

Все это подводит  не к очень приятному выводу: в Дагестане, в городах в большей мере, протекал процесс отклонений от ядра традиционных ценностей культуры. Парадокс в том, что нынешний состав населения дагестанских городов  сформировался в недалеком прошлом  в подавляющем большинстве  выходцами из села.  Географически-рельефная трансформация среды их обитания отключила  барьеры общинного торможения отклонений от ядра традиционных ценностей, но при этом не привела в достаточно полной мере к культуре современных обществ.

Можно привести и другие неэкономические факторы, влияющие на экономику. Бюрократические барьеры влияют и непосредственно, и опосредованно. Непосредственно – когда открыть бизнес без особых затруднений могут только люди,  близкие к чиновничьим кругам, или сами чиновники. Для большинства же претендентов для начала бизнеса требуется коррупционная составляющая. Опосредованное влияние бывает связано с ухудшением морального климата. Так, человеку с онкологическим заболеванием врач предписывает незамедлительную химиотерапию дорогостоящими  лекарствами. В аптеке, где, согласно государственной установке, ему должны дать  эти лекарства бесплатно, их нет. В панике больной сам покупает лекарства. На заявление в Министерство здравоохранения о компенсации затрат ему обещают дать ответ (при нынешней компьютеризации) через месяц. Потом следует ответ, что Министерство не решает такие вопросы. Ухудшает моральный климат и неэффективность правосудия. Человека, вскрывшего машину соседа  и забравшего магнитофон  в счет не возвращаемого долга, осудили на три года. И чиновнику, укравшему 12 миллионов рублей у государства, тоже «светят» три года, если дело дойдет до суда…

Гражданская активность. Без нее немыслимо самодвижение в развитии. Она является основой контроля и оценки обществом эффективности власти.  Причина слабости гражданской активности в Дагестане обусловлена одинаковой демонизацией и подавлением  как экстремистских устремлений против конституционных основ, так и конструктивных протестных выступлений, например, против административных злоупотреблений в распределении земли.

Нельзя не отметить еще один неэкономический фактор – патриотизм, ограничивающий людей в рамках разумного эгоизма и исключающий абсолютный.  Особенно важен этот фактор в оценке лиц  властных структур. От него зависит выбор приоритетов в их действиях – в интересах людей и  развития республики  или в корыстных коррупционных целях

Приведенные   характеристики дают представление о локальной цивилизации Дагестана. В ней присутствуют неэкономические факторы, которые могли бы положительно влиять на достижение самодвижения в экономическом развитии республики, но одновременно имеются факторы, поглощающие роль положительного влияния. Такая оценка подобна той, которую  дает компания «Эксперт РА», определяя рейтинг инвестиционной привлекательности Дагестана. Рейтинги отдельных составляющих инвестиционной привлекательности у Дагестана не самые худшие. Например, один из важных показателей — экономический потенциал Дагестана — рейтинг ставит на 35 место среди регионов страны. Однако очень низкий рейтинг экономической безопасности сильно влияет на общий рейтинг привлекательности республики.

Становление Дагестана на путь самодвижения в развитии должно начинаться с того, что, как бы ни было болезненно для общественного самолюбия, надо признать, что дагестанцы  при нынешнем образе их жизни пока не способны организоваться для движения в едином русле созидания. Наличие неэкономических факторов, поглощающих самодвижение, во многом связано с тем, что Дагестан как субъект Федерации не имеет то, что имеет большинство развитых стран мира. Это признанные на государственном уровне  идейные основы общественных устоев, соответствующих мировым философским учениям или религиям типа конфуцианства, идей даосизма, протестантства и др. Без таких основ пустоту могут занимать аморальные начала, что и происходит в реалиях.

Дагестану тоже надо иметь, во-первых, доктрину, отражающую приемлемую подавляющим  большинством людей побудительную ориентацию с целевыми установками, определяющими, какие  качества необходимо приобрести обществу. Во-вторых, чтобы долговременные установки не оказалась пустыми лозунговыми декларациями, необходимо добиться такого текущего стимулирования, при котором в каждом  периоде будет сохраняться уверенность в достижении долговременных ориентационных  целей.

Долговременная ориентация должна иметь две составляющие: целевые намерения в экономическом развитии и приобретение обществом качеств, обеспечивающих поступательное движение в развитии. Роль экономического аспекта, несомненно, важна. Ученым и специалистам Дагестана нет ничего неизвестного о возможных направлениях развития экономики республики, располагаемых  ресурсах и вариантов необходимой интенсивности развития. Но ни одна из множества разработанных программ так и не претворена в жизнь. Причина кроется в том, что главный  фактор общественного производства – человеческий ресурс, от которого зависит включение всех других факторов, – не активен. Поэтому, не отрицая роли аспекта экономического видения, можно утверждать, что в настоящее время не менее, а, пожалуй, более важная роль должна быть отведена  решению проблем оздоровления  общества, возрождению его культурных ценностей, от которого зависит превалирование основ созидания над основами торможения. Настала необходимость обратиться к пока еще тлеющему ядру традиционных ценностей Дагестана.

Речь не идет о необходимости селиться в саклях на склонах гор. Речь идет о необходимости  возрождения исторического духа этой селитьбы с адаптацией его компонентов к процессам нарождения новых технологических укладов, включающих как технический прогресс, так и углубляющийся охват общества моралью общечеловеческих  ценностей. Таким путем шли и идут многие ныне передовые страны мира. – Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.

Что касается стимулирования хода преобразований в текущих периодах, то оно должно достигаться посредством повышения эффективности регионального и местного управлении, охраны права, достижения объективности средств массовой информации. Важная роль должна быть отведена развитию институтов гражданского общества. Это развитие в Дагестане должно начаться с создания конкурирующих политических партий. Республиканские отделения партий федерального уровня слабо адаптированы к интересам Дагестана, ограничиваются только целями прорыва во власть и не эффективны.

Из сказанного вытекает несомненная актуальность и необходимость разработки и претворения  программы преобразования  жизни дагестанцев, охватывающую доктрину дальней мотивации и меры обеспечения текущего стимулирования развития. Легитимность программы следовало бы обеспечить ее одобрением на форуме народов Дагестана с последующим принятием закона. Претворение программы в жизнь не может быть грузом ответственности только органов власти. Без осознанного участия всего общества рассчитывать на оздоровление только на основе политической воли  бессмысленно. Претворение  программы в жизнь должно начинаться в семье и протекать в учебных заведениях,  в соборах трех религиозных конфессий Дагестана и  вообще во всех сферах общественной среды.

Без преобразования образа жизни у дагестанцев не может быть достойного будущего.

Статьи из «Экономика»

Власть, близкая к народу

3
Новая Россия новые праздники. Один из них, безусловно, День местного самоуправления. Указ о его учреждении подписал Президент РФ в июне 2012 года. Призван он...

Рынок сбыта расширяется

40
Сегодня в стране мер поддержки предпринимательства действует много. А после прозвучавшего...

Под пристальным вниманием

3
Энергосистема Дагестана, подверженная из-за крайней изношенности высокой аварийности,...

Чеки онлайн

4
УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что кассовый чек – документ, который...

ГЖИ мониторит ситуацию

6
Проект «День собственника» инициирован для того, чтобы в очередной раз напомнить всем...

Есть и обувь, и текстиль

56
Порядка 40 предпринимателей и компаний текстильной, обувной и легкой промышленности вошли в Ассоциацию текстильщиков России (АТР), создав ее дагестанское...

В Махачкале прошла ярмарка трудоустройства

22
Как найти работу? С чего начать? Эти и другие...

Реальные кадры

233
В современном быстроменяющемся мире наличие компетентных и профессионально подготовленных...