04:04 | 23 января, Вт

Махачкала

23.01.2018
1EUR69.2650Руб-0.1303
1USD56.6261Руб+0.0369

Неплатежи – бич ЖКХ

ЖКХ
A- A+

Сказать, что услуги ЖКХ в Дагестане оплачиваются плохо – ничего не сказать. Ситуация критическая, она не меняется к лучшему несколько лет кряду, а скорее ухудшается. К примеру, долги потребителей предприятиям ЖКХ республики за 2016 год составили более 14347,0 млн рублей, а за первое полугодие 2017 года уровень собираемости платежей составил всего 50,9%. Эти данные привел на слушаниях в Общественной палате РД начальник отдела Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД Якуб Якубов.

Что это: отсутствие законопослушности у населения или попустительство со стороны структур, занимающихся сбором платежей? Разобраться в этом вопросе непросто. Лишний раз это подтвердили и участники слушаний. Со слов модератора мероприятия, заместителя председателя Общественной палаты Сапарбейга Абдуллаева, обсуждение этой темы – уже третье по счету. По мнению экспертов Общественной палаты, проблему может разрешить созданием в республике единой платежной системы по оплате коммунальных услуг единым платежным документом.

С подобной инициативой Общественная палата выступила уже давно, однако до воплощения ее в жизнь дело так и не дошло. Согласившись, что повышение платежной дисциплины населения за потребленные услуги во многом связанно с введением единых подходов к формированию платежных документов, Якуб Якубов заверил: работа над созданием единого платежного документа продолжается. Приказ «Об утверждении формы единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению» уже издан. В настоящее время документ направлен на государственную регистрацию в Министерство юстиции РД. Однако отдельные участники встречи пессимистически оценили эффективность единой платежной системы в республике. В Махачкале некогда уже функционировал ГЕРЦ, но его деятельность рождала массу нареканий у населения, потому сегодня ассоциации с единым расчетным центром не вызывают какого-либо позитива.

Сопредседателя Регионального штаба ОНФ в РД Мухтара Оздеаджиева интересовало, каковы ожидания от внедрения единой платежной системы в Дагестане. Сапарбейг Абдуллаев ответил, что ожидания связаны прежде всего с возможностями вести деятельность открыто и прозрачно, а также с удобствами для потребителей, которые сегодня вынуждены за газ платить в одном месте, за электричество – в другом, за воду и тепло – в третьем и т.д. Долги по коммуналке не дают отрасли развиваться. А ведь оплачиваемые вовремя деньги за потребленные энергоресурсы могли бы стать дополнительным источником финансирования работ по ремонту и замене инженерных сетей.

В завязавшейся дискуссии аргументы эти выглядели не совсем убедительно, как и выступление директора Регионального платежно-расчетного центра по РД (РПРЦ) Шамхала Сулейманова, рассказавшего о деятельности Центра. Руководитель Государственной жилищной инспекции по РД Али Джабраилов поинтересовался у докладчика, зарегистрировано ли РПРЦ в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Оказалось, что нет. А между тем открытость информации в ГИС ЖКХ значительно снижает количество любых махинаций в сфере ЖКХ. В совокупности с общественным контролем это создает предпосылки для здоровой конкуренции между компаниями, повышает качество услуг, увеличивает прозрачность состояния платежей за услуги ЖКХ. Все это способно сделать более комфортным общение потребителя с поставщиками. Также система влияет на уровень платежей населения и его платежной дисциплины.

ГИС ЖКХ, запущенная летом нынешнего года, вполне успешно функционирует в регионах страны. В Дагестане пока не все так гладко. С первого дня нового года, сказал Али Джабраилов, предприятия ЖКХ, энергоснабжающие организации, которые не зарегистрированы в системе, ждут очень большие штрафы. А в случае, если в системе не размещена информация о размере платы, подлежащей внесению потребителем за жилое помещение и коммунальные услуги, либо размещена информация, которая не соответствует платежному документу, переданному потребителю на бумажном носителе, документ считается непредставленным.

Иными словами, потребитель сможет сверять свои платежи в Интернете с показателями своих счетчиков, что поможет ему отбиться от начисляемых поставщиками энергоресурсов несущест­вующих долгов, увы, ставших обыденным делом в Дагестане. Факт этот на слушаниях подтвердил глава Дербента Малик Баглиев, озвучивший один из подобных случаев. Претензий у населения к коммунальным службам и предприятиям энергоснабжения много. Прозвучали они и на слушаниях, что вызвало бурное обсуждение. Ясно одно: поводов для разбирательств, связанных с деятельностью предприятий ЖКХ, у компетентных органов достаточно. Общественная палата РД по итогам слушаний подготовила свои рекомендации по решению проблем неплатежей за коммунальные услуги. Вопрос в том, насколько они будут востребованы.

Между тем задолженность населения по коммунальным услугам составляет чуть более 36 миллиардов рублей. Самые большие долги по газо- (30088,1 млн руб.) и электроснабжению (3733,8 млн руб.). Следствием роста дебиторской задолженности является рост кредиторской задолженности предприятий ЖКХ за потребленные энергоресурсы. Большинство организаций коммунального комплекса республики находятся в предбанкротном состоянии или проходят процедуру банкротства. И с этим определенно что-то надо делать.

Другие тэги

Статьи по тегам

Статьи из рубрики «ЖКХ»