Сетевое издание «Дагестанская правда»

08:00 | 31 октября, Сб

Махачкала

Weather Icon

Новоявленные «дети лейтенанта Шмидта», или Налоговая рулетка

или Налоговая рулетка

A- A+

Как известно из классической советской литературы, крестный отец постреволюционных уличных авантюристов Остап Ибрагимович Бендер учил их многочисленным эффективным методам отъёма денег у населения. Герои своего времени давно почили, но дело их живёт.

Живучим оказался и промысел «детей лейтенанта Шмидта». Их сегодняшним последователям ещё и современная техника помогает, а она за минувшие сто лет шагнула ой как далеко. Если раньше дивидендов «детям» хватало на комплексный обед в столовой, то у их нынешних последователей аппетит гораздо больший. Да и ходят они по улицам не часто, хотя и такое бывает, а в основном сидят в кабинетах за компьютерами и манипулируют цифрами, а за цифрами стоят денежки и немалые…

К чему всё это? Да вот к очередной банальной истории про уплату налогов.

Итак. Жил-был в славном городе Хасавюрте один законопослушный учитель. Жил в родительском доме. Потом обзавелся семьёй и переехал в другой город. После смерти отца мать, оставшись в частном доме одна, переоформила домовладение на сына. Он принял этот родительский дар и возложил на себя обязанность уплачивать все налоги, причитающиеся за дом и земельный участок. И делал это исправно на протяжении последних трёх лет, включая и текущий год. О чём у владельца хранятся квитанции с указанными в них суммами оплат.

Кто сборщик налогов?

Во всей этой платёжной истории есть одна странность: сборщиком налогов здесь почему-то выступает мэрия Хасавюрта. Её представитель С. Меджидов ходит по домам и собирает наличные деньги, выписывая взамен фиктивные квитанции. Забегая вперёд, скажем, что на наш вопрос: «почему налоги за год собираются в его середине?» в Финансовом управлении администрации Хасавюрта этот факт разъяснили так: «Платить налоги за 2019 год у горожан никто не требует. Жители города делают это по собственному желанию». А разъяснить гражданину, что уплата налогов за год производится в конце отчетного периода, никто, конечно же, не удосужился.

Ну заплатил и заплатил. Как говорится, и спи спокойно. Но спать спокойно не дали. Спустя месяц после уплаты налогов за 2019 год домовладелец зашел в личный кабинет на портале Госуслуги и был буквально ошарашен. В графе «Налоговая задолженность» у него высветилась сумма около 5 тысяч рублей. Увидев сообщение о задолженности, он 11 июля сего года направился в налоговую инспекцию города, где предъявил квитанции об уплате налогов, выданные мэрией. Там ему пояснили, что деньги в базу данных Межрайонной инспекции ФНС России №17 по Дагестану еще «не сели». Вот чудеса-то при повсеместной компьютеризации! Три года деньги пытаются «сесть», делая пируэты между мэрией и налоговой, а в ФНС никто о них и не беспокоится. Но ведь где-то же они «приседали» в течение этих трёх лет! Возможно, уже насовсем «осели» где-то… Там, где их больше любят… Во всяком случае пекутся о них больше в администрации. А в налоговой всё спокойненько… Только уведомления рассылают о долгах, которые до людей либо вовсе не доходят, либо доходят через месяцы. А ведь за доставку официальных писем тоже платятся деньги налогоплательщиков. Но об этом мы поговорим подробнее чуть ниже.

Как же тут всё затуманено! Человек ежегодно вовремя уплачивал налоги, а в итоге оказался в списке злостных неплательщиков. И кто же теперь будет отвечать перед ним за этот «косяк»? Можно смело утверждать, что с подобной проблемой столкнулся не только наш заявитель, но и другие жители Хасавюрта, которые наличными платят налоги представителю мэрии. Налоговая инспекция по Хасавюрту делает вид, что она не в курсе, что муниципалитет собирает налоги по дворам наличными. Почему у них нет согласованных действий между собой?

Но вернёмся к нашей истории. Наш законопослушный налогоплательщик, чувствуя, что его незаконно обирают, и в то же время понимая, что спорить с ведомствами – себе дороже, заплатил повторно налог за землю и за имущество.

На обращение редакции по этому поводу в администрацию Хасавюрта заместитель начальника Финансового управления администрации У. Бабатов сказал, что «гражданину следовало с квитанциями об уплате зайти к нам в отдел. Мы бы распечатали для него чеки-ордеры, свидетельствующие о том, что налоги на землю и имущество он уплатил в полном объеме. Эти документы он бы впоследствии предъявил в налоговую службу и тогда все вопросы по задолженности были бы решены. Вы знаете, я сам задаю налоговикам вопрос, почему платежи от населения вовремя не поступают в базу данных ИФНС. Мы ведь своевременно производим перевод денег на их счет. Об этом свидетельствуют чеки, которые мы выдаем горожанам в случае необходимости».

Вот эта фраза — «… в случае крайней необходимости» — очень настораживает. Значит, если не дёргать чиновника за рукав и настоятельно не требовать чек, то уплаченные налоги так и не «сядут» в налоговой инспекции со всеми вытекающими оттуда неприятностями для налогоплательщика?

Ещё нам очень хотелось узнать: на каком основании мэрия города ведет сбор наличных платежей с населения? На что У.Бабатов ответил:

– В 2013 году заключено соглашение с налоговиками, по которому нам было разрешено собирать с горожан наличные платежи по налогам. Оно действует до сих пор. Мы это делаем не от хорошей жизни, а чтобы своевременно пополнять городской бюджет. Если налоговая служба будет своевременно собирать налоги с населения, то зачем нам заниматься этой деятельностью? Но сегодня мы видим, что налоговики рассылают должникам только уведомления, на которые люди реагируют слабо. Люди в своем большинстве просто не хотят платить налоги, – ответил заместитель начальника Финуправления мэрии Хасавюрта.

А может, слабо реагируют, потому что почта не доставляет эти письма-уведомления, как это произошло и в нашем случае? И вообще, почему по дружеской договоренности руководителей собранные с населения деньги гуляют из ведомства в ведомство? Ведь они должны собираться в налоговой инспекции, а затем по существующему порядку распределяться по назначению. Интересно, знают ли в Республиканской ФНС об этой хасавюртовской практике?

«Осевшие» деньги

Получив в мэрии чеки-ордеры об уплате заявителем налогов за 2017, 2018 и 2019 гг., мы направились в инспекцию ФНС №17 по РД, где произвели сверку этих документов с базой данных ведомства. И, о чудо, сверка дала положительный результат – уплата была проведена, хотя несколькими днями ранее денег на счете налоговой инспекции еще не было, о чем свидетельствовали письма-уведомления. Просто мистическое явление – годами деньги в базу данных не оседали, а тут вопрос решился всего за четыре дня… Налицо чародейство Интернета с телефоном.

– Механическое вмешательство в процесс внесения уплаты налогов в базу данных невозможно. Всё рассчитывается и вносится в базу автоматически, то есть компьютером, — уверяет нас заместитель начальника Межрайонной инспекции ФНС №17 по РД М.Магомедов. — По отношению к должникам мы не выступаем карательным органом. Мы уведомляем человека об имеющейся задолженности и надеемся на его сознательность как налогоплательщика. Если человек получил уведомление своевременно (а как можно проверить — своевременно или нет?) и уплачивать налоги не спешит, то тогда мы обращаемся в суд, решение которого исполняет служба судебных приставов.

Получается, что во всём теперь виноват компьютер, а значит, добросовестного налогоплательщика злостным должником сделал так называемый искусственный интеллект. Хороша отговорка, только в неё не верится. Помнится, мы уже рассказывали, что необоснованные долги за электроэнергию на горожан также «вешает» компьютер. Но, как ни крути, в этих фактах просматривается воля человеческого разума. Компьютер не может без вмешательства человека исправить ошибку, которая существовала три года, а была исправлена в течение нескольких дней. А ведь эта ошибка не только потрепала нервы честному налогоплательщику, но и выставила его в дурном свете.

Суд да дело

Злоключения хасавюртовца на этом не закончились. 22 июля и 12 сентября 2019 года он получает два увесистых письма из судебного участка №36 г. Хасавюрта. Прочитав содержимое писем, он узнает, что по заявлению Межрайонной инспекции ФНС №17 по РД в отношении него мировым судьей А. Ибраковой составлены судебные приказы от 24 мая и 14 июня 2019 года на взыскание задолженности по налогам на имущество и землю на общую сумму 5205 рублей. Вот чем в итоге обернулась несогласованность действий мэрии и налоговой… Да и письма-то эти хасавюртовец получил с большим опозданием.

– Мы отправляем уведомления и судебные приказы должникам путем рассылки в течение 3-5 дней после вынесения решения. Если с их своевременной доставкой адресатам возникают проблемы, то вина лежит не на нас, – поясняет мировой судья судебного участка № 36 г. Хасавюрта А. Ибракова. – Как следует из объяснительной записки Хасавюртовского отделения «Почты России», поздняя доставка писем происходит по причине временного отсутствия марок. В случае позднего получения письма гражданин может написать заявление о восстановлении срока. Для этого ему необходимо предъявить конверт с датой получения. Поверьте, мы не ущемляем граждан в их правах, ведь они не виноваты, что получают письма из суда в поздние сроки.

Что получается? Человек узнаёт о вынесении в отношении него судебного приказа спустя два (!) месяца только по вине почтовиков. Ну и оперативность! Это же не поздравительная открытка, а вполне серьезный документ, который грозит человеку не только лишением кровно заработанных денег, но и дополнительной нервотрепкой и потерей доброй репутации. И причём здесь марки на конвертах? Если доставку писем оплатило ведомство, а, судя по судебному конверту, за пересылку письма почтовой службе было заплачено 77,5 рубля, то их должны донести до адресатов незамедлительно. Не марка же главная в этом процессе.

— Что касается этого конкретного случая, то гражданин может обратиться к нам с заявлением-возражением об отмене судебного приказа в его отношении, – продолжила судья А. Ибракова. – Мы поднимем дело и в течение короткого промежутка времени аннулируем судебный приказ. Единственное, ему надо будет предъявить нам квитанции об уплате налогов. В то же время хочется разъяснить, что в случае поступления к нам заявлений от ИФНС о вынесении судебных приказов мы не уведомляем об этом должников. Заявление налоговиков рассматривается в течение пяти дней в порядке упрощенного производства. А вот когда дело касается искового производства, то мы обязательно сообщаем ответчику о начале развернутого процесса.

Кто в ответе?

По поводу несвоевременной доставки писем-уведомлений от Хасавюртовского отделения «Почты России» комментария по этому поводу до выхода этой публикации мы так и не получили.

Ввиду вот такой «качественной» работы некоторых структур города Хасавюрта мировые судьи нагружаются лишней и зачастую пустой работой, а добросовестного налогоплательщика, который своевременно уплачивает налоги, могут взять и не выпустить из страны, к примеру, в командировку за границу. Кто в итоге будет отвечать, если у человека из-за этого возникнут неприятности на работе? Да и подмоченную репутацию уже никаким встречным ветром не высушишь.

И самое главное: почему человек, заплатив налоги, вынужден, оставив свои дела, нарезать круги по городу, мыкаясь от одной конторы к другой, и доказывать кипой квитанций, что он не сын лейтенанта Шмидта и ничего у радетелей государства родного не уворовал. Где простая человеческая логика?

Когда разбираешься во всех налоговых хитромудростях, задаёшься вопросом: кто-то же должен конт­ролировать эту налоговую деятельность? В ней уж точно не должно быть самодеятельности. Тут и вспоминаешь о прокуратуре. Это же она – всевидящее и всенадзирающее око государево. Вот мы и хотим, чтобы прокуратура г. Хасавюрта разобралась в этой налоговой рулетке и дала конкретные разъяснения редакции и незаконно обобранному и обиженному гражданину, координаты которого и копии всех платёжных документов есть у нас. Просим прокуратуру г. Хасавюрта считать эту статью нашим обращением.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»