Новый-старый бизнес: ярмарка

У осени свои приметы: днем солнышко пригревает, а под вечер, ночью и ранним утром нужно надевать тулуп. Но именно в эту пору земледелец собирает свой главный доход, реализуя выращенную продукцию.
Поэтому не удивило то, что под вечер 21 октября на асфальте перед зданием Республиканского газетно–журнального издательства невзирая на холодный ветер и моросящую погоду занимали места и устанавливали торговые палатки гости из Ставропольского и Краснодарского краев, Кабардино–Балкарской Республики, Астраханской области и других регионов.
Утром следующего дня ярмарка начала работать. Из более чем четырех десятков автофургонов почти треть привезла пчелиный мед, из кузовов пяти–шести машин продавали тыквы, в четырех местах — грецкие орехи, в двух – консервированные овощи, в трех — колбасы, яблоки и т.д. Московская компания «Аслан» привезла на двух грузовиках несколько сортов чая. Дагестанский АПК представляло крестьянское ( фермерское ) хозяйство (КФХ) «Дидо», которое продавало толокно, разные сорта отрубей и горские чаи, Кикунинский консервный завод – соки, компоты и овощные консервы.
Вне всякой конкуренции была бабушка из Гергебиля, которая привезла урбеч собственного домашнего производства. К полудню к ней присоединились еще с десяток предприимчивых сверстниц с хурмой, бананами и другими экзотическими фруктами.
Обращало внимание отсутствие в продаже свежего мяса, молока, сыров, мяса кур, яиц. Рыбу продавали только в одном месте и только в первый день. Нарушили традицию продовольственной ярмарки и тем, что из кузовов почти полутора десятков автомашин гости продавали промышленные товары, вплоть до ковров, парфюмерии, бижутерии и др.
Одни из коллег-журналистов выражали неудовольствие тем, что ярмарка проводится перед издательством, другие говорили о низком качестве реализуемых товаров, об отступлении организаторов от принципа продавать продукты питания на ярмарках на двадцать–тридцать процентов дешевле, чем на рынке. Не все соблюдали правило иметь ценники на товары. Прибывшие на третий день фермеры наладили торговлю за пределами отведенной площадки. Недостатки, неопытность организаторов остро ощущались в течение всего срока проведения этого мероприятия.
— Я глава личного подсобного хозяйства, — сказал садовод из Касумкента. – Привез яблоки, сами видите, хорошие, по цене от 25 до 35 рублей за килограмм. Привез бы еще позавчера, если бы сообщили о ярмарке.
— Живу неподалеку – в Хушете, не знаю, что делать с выращенным луком, который не принимают посредники на втором махачкалинском рынке. Рад был узнать о ярмарке, привез свой товар, продаю по цене 10–15 рублей за килограмм, — поддержал собеседника сосед.
— Яблоки свои, ахтынские, продаю по 15 рублей , помидоры кизлярские — по 45 рублей. Жаль, что еще вчера не узнал о проводимой ярмарке,- продолжил третий.
Только на третий день узнали о ярмарке фермеры из Кизилюрта и Бабаюрта. Глава личного подсобного хозяйства из села Унтиб Гунибского района Рамазан Магомедов привез сыр, но, увидев полное отсутствие молочной продукции на ярмарке, не был расположен продавать свой товар дешево.
24 октября близостью сельскохозяйственной ярмарки воспользовалось большинство коллег, которых при наших невысоких зарплатах трудно заподозрить в расточительности. Они приобретали целыми баулами картошку, лук, перец, капусту, виноград, тыкву. Это свидетельствовало о том, что цены на продукты питания на ярмарке стихийно снизились до приемлемого уровня.
Золотое правило журналистики — сказать человеку о том, за что его собираются критиковать. Редакций здесь дюжина, и такой же вопрос, видимо, мог возникнуть и у других. Но организаторы ярмарки явно пренебрегли СМИ, не было даже обычного плаката, который бы говорил о происходящем во дворе издательства. Три дня подряд автор искал, но не смог найти и поговорить с дежурным сотрудником или руководителем организации, проводящей такое массовое мероприятие, как ярмарка.
Разъяснения дал директор издательства Махач Магомедов: «К нам поступили просьбы мэрии Махачкалы, у которой есть договор с Минимуществом РД по части использования объектов республиканской собственности. Мы не возражали против намерения провести на площадке перед издательством с 22 по 25 октября сельскохозяйственную ярмарку. Организация, которая проводит ярмарку, называется «Торгсервис».
Беда только в том, что этим сервисом у своих ворот недовольны журналисты республиканских газет и журналов. Многие из них показывают на просторный пустырь между зданиями издательства и мечети Редукторного поселка. Почему бы не заасфальтировать его и не сделать постоянно действующей ярмарочной площадкой? Может, хоть тогда решится вопрос с их географией и периодичностью.
Статьи из «Экономика»
Налоговый удар по «тени»

На службе развития регионов

Равноправие народов

Формы малые, но заметные

Стратегические решения

Медовое дело

Под крышей дома моего
