Сетевое издание «Дагестанская правда»

16:00 | 21 сентября, Вт

Махачкала

Weather Icon

Опасные связи

Банкинг
A- A+

Стать жертвой мошенников можно не только на улице. С развитием технологий злоумышленники стали атаковать телефоны, планшеты и компьютеры с помощью вредоносных программ. Используя методы социальной инженерии, они выманивают секретную информацию у банковских клиентов. Абсолютной защиты от вирусных атак нет, однако разумные меры предосторожности способны минимизировать риски потери денег.

О том, почему люди продолжают попадать в сети жуликов, какие новые схемы обмана населения они используют и как защитить свои сбережения, говорим с управляющим Отделением Банка России – Национальным банком по Республике Дагестан Мурадом Идрисовым.

– Мурад Саниевич, расскажите о наиболее распространенных уловках мошенников, которые они используют, чтобы завладеть сбережениями доверчивых людей.

– Все действия мошенников направлены на получение доступа к персональным данным клиента, реквизитам и секретным данным банковской карты, чтобы впоследствии списать с нее средства. Стандартная схема может включать и звонки с так называемых подменных номеров, которые у адресата высвечиваются как официальные номера банка.

Мошенники по-прежнему активно используют приемы социальной инженерии. Во время разговора они обращаются к собеседнику по имени и отчеству, могут назвать фамилию и даже номер и срок действия карты. Эти сведения они, как правило, получают из открытых источников, например, из социальных сетей, и с помощью фишинга – такого вида интернет-мошенничества, когда, используя спам, сайты-двойники, почтовые и мгновенные сообщения, у пользователей выманивают конфиденциальную информацию.

К тому же преступники психологически воздействуют на человека: говорят быстро и уверенно, используют финансовые термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу колл-центра. Все это помогает вызвать доверие у собеседника и добиться потери его бдительности.
Например, говорят, что по карте проводится подозрительный платеж на крупную сумму, и, чтобы его остановить, нужно срочно сообщить данные карты, ПИН-код, цифры с оборотной стороны или одноразовый пароль из СМС. Если человек колеблется или отказывается их назвать, ему говорят, что деньги с его карты прямо сейчас уйдут к мошенникам.

Аферисты запугивают и торопят клиента, давят эмоционально и уверяют, что случится что-то непоправимое, поэтому люди часто теряются и сообщают свои персональные данные и данные банковских карт. Если мошенникам удается узнать нужную информацию, они получают доступ к счету и опустошают его. Иногда им даже удается убедить человека перевести свои деньги на якобы безопасный счет, который им называют мошенники.

– При этом схемы ведь постоянно меняются. Появились ли какие-то новые способы обмана?

– Мошенники все реже стали представляться сотрудниками банков и Центрального банка и все чаще – сотрудниками правоохраны. Более того, они сообщают гражданину, что против него якобы возбуждено уголовное дело по заявлению Банка России. Напомню, что сотрудник полиции звонить не будет, а пришлет повестку. А регулятор не обращается с заявлениями в правоохранительные органы по операциям без согласия клиента, это не в его компетенции, тем более в отношении лиц, которые обслуживаются в кредитных организациях.

– Каковы основные причины распространения кибермошенничества?

– В первую очередь это излишняя доверчивость людей. По сути для завязки разговора всего-то нужно знать номер телефона и фамилию, имя, отчество. Злоумышленники либо играют на чувстве страха потерять сбережения, либо убеждают в том, что сейчас можно быстро получить легкие деньги. Это может быть якобы компенсация, возврат налога, плата за участие в опросе и т. д.

– Как защититься от кибермошенников? Есть ли простые правила финансовой безопасности?

– Если вам позвонили и представились сотрудником банка, уточните данные и должность собеседника, завершите разговор и наберите в ручном режиме официальный номер банка, указанный на обороте карты или на сайте. Ни в коем случае не перезванивайте на номер из списка входящих звонков и не отправляйте сообщения на незнакомые номера, не переходите по подозрительным ссылкам.

И всегда помните: ни при каких обстоятельствах нельзя никому сообщать личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: трехзначный код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды. Спрашивать по телефону персональную информацию о вашей карте сотрудники банка не имеют права. Исключение составляет только кодовое слово, и то в том случае, если вы сами позвонили в банк.

Если дело касается акций, предложений, информации о разного рода выплатах в Интернете, не стоит переходить по ссылкам из писем незнакомых отправителей. Также рекомендую установить на все свои гаджеты антивирус и регулярно обновлять его.

При запросе перевести пожертвование на счет какой-либо известной организации лучше зайти на ее официальный сайт и убедиться, что она действительно проводит сбор денег. На сайте должны быть указаны реквизиты организации или ссылки на страницы, где деньги можно перевести безопасным способом.

Кроме того, рекомендую внимательно относиться к той информации, которую вы обнародуете в Интернете, будь то социальные сети, интернет-магазины и так далее. К сожалению, охотники за чужими деньгами не дремлют и придумывают всё новые технологии обмана. Поэтому и уровень финансовых знаний нужно непрерывно повышать. Этому вопросу Банк России уделяет большое внимание.

Сотрудники Отделения по республике проводят лекции, презентации и другие мероприятия по повышению финансовой грамотности. Эта работа ориентирована не только на школьников, студентов, воспитанников социальных учреждений, но и на взрослое население, пенсионеров, работников учреждений и организаций, представителей бизнеса.

В прошлом году в связи с пандемией все мероприятия были переведены в онлайн-формат, и результат получился очень хорошим. Для максимального удобства населения Банк России создал сборник лекций по финансовой грамотности в формате аудиокниги. Он доступен бесплатно на сайте fincult.info. Сборник можно скачать, набрав в поисковой системе слова «аудиолекции Финансовая культура».

– Что делать и куда обращаться, если неприятность произошла и с банковской карты списали средства?

– Если вы столкнулись с мошенничеством и со счета, к которому привязана банковская карта, списали деньги, прежде всего необходимо позвонить в банк по номеру, указанному на карте, сообщить о мошеннической операции и заблокировать карту. Затем обратиться в отделение банка, попросить выписку по счету и написать заявление о несогласии с операцией. Экземпляр заявления с отметкой о его приеме нужно сохранить. Банк рассмотрит заявление в течение 30 дней. Если операция была международной – в течение 60 дней. Также можно оставить свою жалобу в интернет-приемной на сайте Банка России.

Помимо этого, необходимо написать заявление о совершенном преступлении в ближайшем отделении полиции. В случае утери банковской карты лучше сразу ее заблокировать, воспользовавшись приложением соответствующего банка или позвонив на «горячую линию». Это позволит сохранить ваши средства на счете.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Другие тэги

Статьи по тегам

Статьи из рубрики «Банкинг»