08:00 | 22 сентября, Сб

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

От судоремонта – к судостроению

A- A+

То, что Дагестанское побережье Каспийского моря зимой не замерзает, – большое подспорье в развитии здесь судоремонтного дела: ближайшая река – Волга – стоит во льду с ноября по март, а в Азербайджан становиться на ремонт не всем по карману. Однако, несмотря на этот очевидный плюс, еще в недавнем прошлом судоремонтное дело в республике не развивалось. Директор АО «Судоремонт» Ахмед Курбанов рассказал о прошлом и настоящем предприятия.

— Судоремонтный завод Махачкалы – единственный подобный в регионе. В прошлом году он отметил 100-летие. Начало было положено купцом 3-й гильдии Тагиевым, в 1916 году открывшим небольшую мастерскую по ремонту принадлежавших ему двух пароходов и деревянных баркасов. В 1931 году мастерские после объединения с судоверфью, производящей постройку деревянных баркасов, были преобразованы в «Судоремстрой». В декабре 1970 г. на его баланс было принято производственное здание площадью 3456 кв. м. В 1974 г. здесь была введена первая очередь продольного двухопорного слипа (наклонная береговая площадка для спуска судов со стапеля на воду или подъёма из воды) грузоподъемностью 600 тонн.

Сегодня производственные мощности «Судоремонта» располагаются на 5,5 гектара: производственный, сварочный, кузнечный цеха, слиповый участок. Все это было возведено еще в 70-е годы. На заводе  ведется капитальный ремонт всех видов кораблей, производятся корпусные, двигательные, винтоваловые работы.

— Обошел ли кризис предприятие?

— В 2011 году в отношении АО «Судоремонт» была введена процедура банкротства и назначен внешний управляющий. Из-за этого были растеряны уникальные специалисты, например, по винтоваловой линии, корпусники, мотористы, электрики, которые в свое время прибывали из разных уголков страны. Республика теряла крупную производственную базу по ремонту и обслуживанию судов. Но ликвидации завода все же удалось избежать. Он функционирует по принципу государственно-частного партнерства, и благодаря усилиям акционера — ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» и руководства завода было принято решение о реконструкции и модернизации АО «Судоремонт», что в свою очередь приведет к созданию новых рабочих мест, а также к увеличению налоговых отчислений. И уже на четвертый год работы мы полностью рассчитались с долгами.

Завод этот уникальный. Он не выпускает продукцию, которая залеживается на складе, производимое здесь – востребовано. И пусть завод не работает на полную мощность, предприятия и частники стоят в очереди на ремонт. В год ремонтируется 5-7 судов. 

Географическое расположение завода в незамерзающей части Каспия и соединение его с входным каналом нефтегавани дают возможность вести ремонт судов круглый год. Кроме того, станет возможен ремонт боевых кораблей Каспийской флотилии ВМФ РФ и пограничных кораблей, дислоцированных в старой гавани Махачкалинского морского торгового порта, что позволит сократить расходы на их ремонт за счет дорогостоящих переходов в Астрахань. Но без современных технологий и организации производственного процесса невозможно предоставлять качественные услуги, поэтому мы находимся в постоянном контакте с лучшими российскими и зарубежными производителями.

В октябре 2016 г. в Министерстве промышленности и торговли РД прошла презентация проекта по реконструкции и модернизации АО «Судоремонт», который предоставила южнокорейская фирма «КЕМКО». А накануне я вернулся из Москвы, где встречался с представителями крупнейшей в Китае государственной корпорации, готовых наладить производство, что называется, под ключ.

В перспективе на территории завода планируется размещение крупноблочного цеха для нужд Лукойла.

К выполнению заказов по комплектации ремонтируемых, а в будущем и строящихся судов будут привлечены ОАО «Завод Дагдизель» (производящий судовые дизели, агрегаты), ОАО «Завод точной механики» (приборы управления и навигационного оборудования), ОАО «Завод им. М.Гаджиева» (насосы, насосные агрегаты), КЭМЗ (судовые механизмы).

— Какие первоочередные проблемы у завода сегодня?

— Как я уже отметил, завод работает не в полную мощность. Нужны его реконструкция, модернизация. Возьмем бухту. Последние 10 лет она не очищалась от песка. Из-за того, что не произведены дноуглубительные работы, сюда не могут заходить на ремонт корабли, то есть завод простаивает, хотя здесь одновременно на ремонте могли бы стоять 4-5 судов. Если провести дноочистительные работы, то мощность увеличится в разы, мы можем составить конкуренцию судоремонтным заводам второго российского порта на Каспии в Астрахани. Другая насущная проблема – два затонувших корабля в судоходном канале, которые препятствуют заходу на ремонт. Одним тросом их не вытянуть, требуется специальное оборудование. 

Еще один вопрос – высокие налоги. Если в 2013 г. завод платил 400 тыс. рублей земельного налога, то в этом — 2 миллиона. Предприятие функционирует, а из администрации города, других органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность, идут письма о том, что у нас долги, и соответственно завод оповещается о мерах, которые будут приняты в его отношении в случае невыполнения предписаний. Вот мы и не знаем, то ли производство восстанавливать, то ли «тонуть» в бюрократических проволочках. Для завода, который становится на ноги, нет никаких послабляющих льгот, как говорится, подушки безо­пасности, а ведь это наполовину государственное производство.

Если завод восстановить и дать ему возможность работать в полную мощь, это будет единственное крупное промышленное предприятие в Дагестане, где изготавливают конечный продукт. Все остальные специализируются на выпуске деталей, которые дальше уходят как комплектующие на другие заводы. Лакокрасочный завод, завод им. М.Гаджиева, «Дагдизель», «Авиаагрегат» – все местные заводы могли бы быть задействованы для функционирования судоремонтного.

Посмотрите на это фото. Вы видите судно, которое прошло на нашем заводе реновацию (процесс улучшения структуры). Сейчас оно ходит в море. Это трудоемкий процесс, но мы можем это делать и гордимся этим. В наших планах – возродить работу функционировавшего еще относительно недавно в Махачкале морского училища. Все необходимое для этого есть. Интерес к нам проявляют учебные заведения республики, мы со своей стороны готовы принимать на практику студентов, обучать их, так как заинтересованы в квалифицированных специалистах.

И еще. Завод расположен в черте города, рядом с одним из городских пляжей, где отдыхают горожане и гости столицы. У него есть вся необходимая инфраструктура, бухта, которым можно придать респектабельный вид, плавно переходящий в яхт-клуб. И этот яхт-клуб можно открыть здесь же, на территории завода. 

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Экономика»