Сетевое издание «Дагестанская правда»

05:00 | 06 декабря, Вс

Махачкала

Weather Icon

Падежа в пути не наблюдается

A- A+

В республике завершается работа по перегону и перевозке скота к местам зимовий в зонах отгонных пастбищ на Прикаспийской низменности. Там на зимовку предполагается разместить более 2,3 миллиона овец и коз, принадлежащих сельскохозяйственным организациям, фермерам и личным подворьям граждан горных и предгорных районов. К настоящему времени, по данным Минсельхоза РД, на зимних стойбищах уже размещено около 1,9 миллиона овцепоголовья.

Остальные отары давно покинули альпийские пастбища, где выпал и уже до весны не растает снег, перешли заснеженные перевалы и неспеша продвигаются по скотопрогонным трассам предгорий и равнины. Спешить нет резона. Отчасти и потому, что прошедшее предельно жаркое лето сказалось снижением травостоя на зимних пастбищах. Например, овцепоголовье ряда хозяйств и жителей Хивского, Дахадаевского, Агульского районов, которое принято размещать на зимовку в Дербентской зоне отгонных пастбищ, все еще продолжают выпасать в окрестностях горных населенных пунктов.

Правда, специалисты отмечают, что сравнительно теплые дни осени и прошедшие дожди улучшили травостой на зимних пастбищах. Даже в Ногайских степях свежая зелень радует глаз, подножных кормов для выпаса овец достаточно.

Хозяйственная практика, согласно которой летом овец пасут на альпийских пастбищах, а зимой на равнине, из года в год в течение веков доказывает свою эффективность. Прошедшим жарким летом, например, не все акушинские фермеры отогнали скот в горы и теперь расплачиваются за это ростом падежа скота. А набравшим вес и жир и окрепшим на прохладных лугах высокогорья овцам и козам даже снег на скотопрогоне и колючий ветер не помеха. Падежа скота в пути не наблюдается. К этому руку приложили, конечно, и ветеринары. Работники государственной ветсети, специалисты хозяйств сделали все возможное для того, чтобы скот вовремя прошел все необходимые профилактические мероприятия.

Большим подспорьем в работе по перегону стала и перевозка живности от станций Инчхе, Кизилюрт и Араблинская (около Дербента) до станции Кочубей в железнодорожных вагонах. Начиная с 18 октября по сей день по железной дороге с юга на север Дагестана погружено в 673 вагона и перевезено около ста тысяч овец и коз, почти двести голов крупного рогатого скота, более 770 лошадей, принадлежащих хозяйствам и населению Левашинского, Кулинского, Чародинского, Акушинского, Буйнакского, Рутульского районов и города Махачкалы. В эти дни проходит перевозка скота Ахтынского района.

Железнодорожники и овцеводы работают слаженно, строго по графику подают вагоны, грузят и разгружают поголовье. Успеху этой работы способствует и то, что перевозка скота оплачена из бюджета РД. 
Однако, как и всегда, есть в этом деле и проблемы. В пределах Хасавюртовского, Кизилюртовского, Каякентского районов, некоторых городов и железнодорожных станций скотопрогонные трассы захвачены и застроены, что мешает работе по перегону скота. В ряде районов и хозяйств остро ощущается нехватка опытных чабанов и гонщиков скота.

Скотоводству, в том числе и отгонному (кочевому), нет в Дагестане альтернативы, потому что значительную площадь сельхозугодий в горной и равнинной зонах республики невозможно использовать для другого вида деятельности, кроме выпаса скота. Потому успешное проведение перегонных мероприятий в отрасли, которая соответствует образу жизни дагестанцев, всегда обнадеживает.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»