22:00 | 19 августа, Вс

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Перерасчет не в вашу пользу

A- A+

Проблема необоснованного начисления долгов за коммунальные услуги стала уж очень актуальной.

В Государственную жилищную инспекцию республики в прошлом году поступило 89 обращений от граждан за неправильно начисленные платежи. На самом деле, как полагают в инспекции, пострадавших гораздо больше, не все обращаются потому, что не готовы защищать свои права, предпочитая «решить вопрос на месте» с контролерами. Кто-то, если долг кажется небольшим, оплачивает счет, не желая вступать в долгие и утомительные разбирательства.

Наиболее часто неверное начисление происходит из-за того, что абонентские службы производят расчет не по показанию счетчика, а по нормативам.

Как правило, граждане, исправно платящие за коммунальные услуги, страдают из-за споров между управляющими и ресурсоснабжающими организациями. Нередко доходит до того, что их представители, особенно газоснабжающих организаций, манипулируют неизвестно откуда полученными сведениями о задолженности граждан (причем на суммы от 100 тыс. рублей и выше). Хотя у людей на руках имеются квитанции о систематической и своевременной уплате.

В такой ситуации оказался житель Дербента Гусейн Абилов. Сумма, предъявленная ему в территориальном участке филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», оказалась на 35 тысяч рублей выше, чем та, которую показывал его счетчик. После обращения в Госжилинспекцию и последующей проверки по требованию ГЖИ перерасчет был сделан в его пользу.

У жителя Хасавюрта долг перед поставщиками оказался более весомым – без малого 100 тысяч рублей. Он также обратился в инспекцию. В ходе проверки надзорным органом выяснилось, что некоторое время назад заявитель приобрел дом. При этом на его лицевом счете была зафиксирована задолженность предыдущего владельца, а уже после приобретения дома начислена плата без учета показаний счетчика исходя из норматива. Хотя при покупке дома новый собственник сразу установил и зарегистрировал счетчик. По результатам проверки Госжилинспекция также предписала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» произвести корректировку необоснованно начисленной платы за газ.

Эти примеры показывают, что при своевременном обращении в надзорный орган и при наличии подтверждающих вашу правоту документов есть все шансы восстановить справедливость. Всего за прошлый год по выданным предписаниям Госжилинспекции РД поставщиками услуг потребителям произведен перерасчет на сумму  более 8 миллионов рублей.

Госжилинспекция отмечает пассивность и отсутствие  контроля со стороны собственников жилья за деятельностью ресурсоснабжающих организаций. Акты об отсутствии коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества не составляются. «Впоследствии такое отношение также влияет на сбор платежей граждан», — говорит представитель организации Асият Саидова.

Между тем с этого года у граждан есть возможность не только пересчитать завышенный платеж, но и заставить УК заплатить штраф за это нарушение. С 1 января вступили в силу положения постановления Правительства РФ от 26.12.2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в МКД», регулирующие ответственность исполнителя коммунальных услуг за необоснованное увеличение размера платы за потребляемую услугу. В случае если установлено, что исполнитель необоснованно увеличил размер платы за потребляемую услугу, потребитель имеет право на получение штрафа в размере 50% от необоснованно начисленной суммы.

— Если у вас появились сомнения, почему при одинаковом потреблении воды, тепловой или электроэнергии суммы в квитанциях о платежах вдруг начали резко расти (в то время как тарифы не повышались), потребуйте у исполнителя коммунальной услуги провести сверку расчетов. Согласно правилам предоставления коммунальных услуг, они обязаны это сделать. Если вы увидели расхождения не в вашу пользу, надо написать заявление с требованием сделать перерасчет и выплатить штраф. Его должны заплатить в течение двух месяцев, отразив в платежке отдельной строкой. Такой порядок устанавливает постановление Правительства РФ №354 от 26 декабря 2016 года. При неисполнении жалуйтесь в Госжилинспекцию, — разъясняет Асият Саидова.  

Что касается самих компаний, занимающихся сбором платежей за коммунальные услуги, появление долгов там пытаются объяснить нерадивостью абонентов.  Так, по их мнению, люди вовремя не рассчитываются, из-за чего службы вынуждены при расчетах опираться не на показания счетчиков, а на нормативы.

Как предполагается, ситуацию призвано исправить внедрение системы ГИС ЖКХ. Как объяснял преимущества системы на страницах «Дагправды» руководитель Госжилинспекции Али Джабраилов, «после запуска ГИС ЖКХ вся информация о платежах потребителя, предоставлении услуг, начислении будет размещаться на сайте. На нем будет доступна единая форма платежного документа со всеми коммунальными услугами, в том числе за техобслуживание и капремонт  в одной квитанции».

Система действительно способна снять многие вопросы, но, как считают специалисты, ее внедрение пока идет медленно. По словам председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Народного Собрания РД Мурата Мамаева, это связано с тем, что в базе данных абонентов сегодня наблюдается путаница. «Муниципальные образования не представляют точные адреса своих абонентов в систему ГИС. Это касается прежде всего частного сектора. На сегодняшний день в систему внесены данные не более чем трети частного жилищного сектора. Кроме этого, есть такая проблема, как неучтенный жилищный фонд, который образуется за счет пристроек. Муниципалитетам необходимо провести инвентаризацию», — говорит депутат. 

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Экономика»