Сетевое издание «Дагестанская правда»

19:00 | 26 ноября, Чт

Махачкала

Weather Icon

Под теневой и криминальной завесой

A- A+

Проблема развития и реализации налогового потенциала всегда остро стояла в нашей республике. Налоговый потенциал является источником финансовой самостоятельности региона, от эффективности его реализации зависят темпы социально-экономического развития, возможности финансирования инвестиционных проектов, качество межбюджетных отношений.

По минимальным оценкам, резервы роста налогового потенциала Республики Дагестан оцениваются миллиардами руб­лей. Наиболее низкая налоговая нагрузка наблюдается в сфере общественного питания, причем имеют место потери как по налогу на доходы физических лиц, так и по упрощенной системе налогообложения. Например, в Махачкале числится 57 ресторанов, в расчете на один ресторан приходится 85 тысяч рублей уплаченных налогов в год, то есть 7 тысяч рублей в месяц, что реальную картину не отражает. Отдельным поводом для проверки является и численность работников, которая фиксируется в учреждениях общественного питания. Анализ базы данных налоговых органов показал, что численность работников в 18 из 57 учреждений составляет 2-3 человека. Уровень средней заработной платы – от 2 до 9 тысяч рублей, 47% показывают уровень зарплаты ниже МРОТ. Подобная ситуация и в других отраслях и сферах деятельности.

Основная часть всех налоговых поступлений в бюджет Республики Дагестан формируется в обрабатывающем производстве в 2011 г. – 16,4%. Вторым по значимости видом деятельности являются транспорт и связь. Незначительную часть налоговых поступлений составляют доходы от сельского хозяйства, что демонстрирует низкий уровень развития этой сферы.

Высокая зависимость региона от финансовой помощи, предоставляемой из федерального бюджета, приводит к снижению заинтересованности со стороны региональных органов власти в экономическом развитии своей территории, расширении базы налогообложения и повышении собираемости налогов  на местах. Если в среднем по России уровень финансовой помощи, поступившей из федерального бюджета в консолидированные бюджеты субъектов Федерации, в 2011 г. составил 23%, то в Дагестане этот показатель составляет около 80% всех доходов, а с учетом отчислений от федеральных регулирующих налогов – свыше 90 %.

В целом объем доходов республиканского бюджета РД в 2011 г. с учетом финансовой помощи из федерального бюджета составлял 41832 млн руб. Причем до 2009 года заметна положительная тенденция роста доходов, а в посткризисных условиях доходы уменьшились.

В составе доходов республиканского бюджета Республики Дагестан заметное место занимают отчисления от налога на доходы физических лиц  (в 2011 г. – 8,1%) и налога на прибыль организаций (8,2%). Стабильным источником пополнения доходной части бюджета являются акцизы. Поступления по ним с 2007 по 2011 гг. увеличились в абсолютном выражении почти в 2 раза. Это связано прежде всего с политикой Федерального центра, направленной на повышение акцизного налогообложения и увеличение доли отчислений в региональные бюджеты. Незначительное фискальное значение имеют неналоговые доходы, объем поступлений по которым колеблется в пределах 0,3  млн руб. Заметный рост поступлений наблюдается  по налогу на имущество организаций, который увеличился как в абсолютном выражении, так и в структуре всех доходов. 

В пополнении доходной части республиканского и местных бюджетов большую роль играет налог на доходы физических лиц. Основной проблемой администрирования этого налога является уклонение от его уплаты, недекларирование физическими лицами своих доходов. Существенный резерв роста поступлений по данному налогу составляют доходы от сдачи жилья в аренду. В настоящее время наиболее многочисленную группу физических лиц, которые не представляют декларацию о доходах и не уплачивают НДФЛ, составляют собственники жилых помещений, сдающие их внаем. Кроме того, ключевыми составляющими резервов повышения доходной базы по налогу на доходы физических лиц выступают снижение уровня безработицы и других негативных факторов, влияющих на объем налоговой базы, легализация всех видов доходов налогоплательщиков в их фактическом размере, выявление организаций, не заключающих с работниками трудовых или гражданско-правовых договоров, а также организаций, в которых официальная заработная плата работников ниже среднеотраслевого уровня.

В качестве основных резервов увеличения налогового потенциала республики по налогу на прибыль организаций можно выделить общее улучшение делового и инвестиционного климата, социально-экономической ситуации в регионе, увеличение инвестиционной активности организаций, улучшение финансового положения низкоприбыльных предприятий, выявление и предупреждение применения налогоплательщиками нелегитимных механизмов уменьшения налоговой базы и общее повышение налоговой дисциплины организаций.

Основным способом незаконного уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль является искусственное занижение рентабельности предприятия.

По таким сферам малого предпринимательства, как реализация стройматериалов, работы бетонных узлов, разработки камня, песка, производство шлакоблоков, тротуарной плитки и т.п., налоги в бюджеты почти не поступают. Большинство предпринимателей, занимающихся этими видами деятельности, не имеют правоустанавливающих документов, их деятельность покрыта теневой и криминальной завесой. Резервом роста налоговых поступлений является выведение экономики из «тени». Строительные организации сегодня явно недоплачивают, хотя объем строительных работ с каждым годом растет и составляет значительную долю в валовом региональном продукте. Но вклад строительства в формирование доходов бюджета незначителен.

По данным БТИ г. Махачкалы, около 95% строений и сооружений имеют оценку менее 100 тыс. руб. и соответственно уплачивают налог не более 100 руб. В соответствии с действующим законодательством ввод в строй объектов, их приемка в эксплуатацию проводятся по решению местных органов власти и с участием их представителей. Поэтому надо завершить инвентаризацию жилья и строений, обеспечить регистрацию прав собственности физических лиц на принадлежащее им имущество, без которой налоговые органы не в состоянии предъявлять требования об уплате налога на имущество.

Расширение налогооблагаемой базы напрямую зависит от полноты учета налогоплательщиков, что является основной проблемой в сфере взимания различных налогов. Отсутствие единых требований к структурам баз данных, передаваемых в налоговый орган, не позволяет идентифицировать объекты в автоматическом режиме, а сопоставление записей нескольких баз данных вручную не обеспечивает должной достоверности сведений. В результате количество налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговом органе по месту нахождения земельного участка, не совпадает с числом подавших налоговые декларации, что в конечном счете ведет к образованию задолженности по налогам и сборам.

Развитие налогового потенциала Республики Дагестан связано с решением комплекса задач, направленных на обеспечение макроэкономической стабильности региона, совершенствование бюджетно-налогового законодательства и улучшение работы механизма налогового администрирования.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»