Сетевое издание «Дагестанская правда»

10:00 | 23 апреля, Пт

Махачкала

Weather Icon

Подводные камни онлайн-торговли

A- A+

Покупки товара в режиме онлайн требуют от покупателя повышенной бдительности. Тут как в пословице: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». К сожалению, многие, увидев в сети заманчивое предложение, забывают об этом. И потом горько жалеют.

«Сегодня все больше обращений к нам поступает от граждан, которые, совершая дистанционные покупки, получили или товар низкого качества, или не то, что они заказывали», – сказала руководитель Дагестанского регионального общественного движения в защиту прав потребителей Айшат Нажалова.

Она привела несколько наиболее показательных примеров.

Житель республики заказал по Интернету автомобильный двигатель в ООО «Арсенал» (Москва) стоимостью 82800 рублей. С ним был заключен договор на покупку и поставку. После заключения договора, согласно условиям, он оплатил 50% стоимости товара – 41400 руб. После оплаты через несколько дней потребитель получил уведомление на свой электронный адрес, в котором сообщалось, что двигатель, который он заказал, не соответствует техническим параметрам и имеет скрытые дефекты. Затем он получил предложение на товарные позиции на рынке б/у запчастей из Чехии – 208 тыс. руб., Венгрии – 165 тыс. руб., Австрии – 172 тыс. руб. Такая высокая цена его не устраивала, и он обратился с заявлением в адрес ООО Арсенал» с требованием о возврате предварительно оплаченной суммы в связи с неисполнением условий договора. Тем более что при заказе товара дистанционным способом он оговорил приемлемую для него стоимость двигателя. На свою претензию потребитель получил ответ, что ООО «Арсенал» готово вернуть только 9700 руб. Ему направили акт оказанных услуг, в котором указывалось, что якобы ООО «Арсенал» оказал ему услугу на сумму 31700 руб., в том числе подбор двигателя – 19440 руб., тестирование двигателя – 9000 руб., выезд специалиста на осмотр – 3290 руб.

Это было грубым нарушением прав потребителя, поскольку в данном случае заключался договор розничной купли-продажи, а не на оказание услуги.

Вопрос не был урегулирован в досудебном порядке и после обращения в адрес общественной организации за защитой интересов был подан иск в Ленинский районный суд.

Защититься от откровенных мошенников можно, следуя нехитрым правилам: остерегаться слишком заманчивых предложений, предварительно изучать информацию о продавце и отзывы о нём

Суд встал на сторону истца и постановил взыскать с ООО «Арсенал» в его пользу 41400 руб., неустойку за неудовлетворение требований в добровольном порядке в сумме 16560 руб., компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб., штраф в размере 15740 руб. – итого 78700 руб., а также штраф в пользу общественной организации, действовавшей в интересах потребителя в размере 15740 руб.

«Однако решение суда по сегодняшний день не исполнено, поскольку у юридического лица ООО «Арсенал» на счету нет суммы для взыскания. Фактически эта была фирма-пустышка, созданная для обмана доверчивых покупателей. В Интернете нашлось немало критических отзывов от граждан, которые ранее попались на хитрые уловки со стороны этих же дельцов. Поэтому, задумывая покупку, особенно дорогую, покупателю необходимо до заключения договора навести справки о потенциальном контрагенте, изучить отзывы о нем», – советует А. Нажалова.

А вот еще один пример. Дочь заказала для своей матери ювелирные изделия – посеребренные серьги и кольцо через телемагазин. Стоимость заказа составляла 19659 рублей. Заказ был получен в срок, товар доставлен через курьера почтового отделения. Однако при вскрытии посылки было обнаружено, что там находится одно кольцо, вес, указанный на посылке, соответствовал фактическому, посылка не была повреждена. Заказчик отказалась от товара. В почтовом отделении ее заставили оплатить стоимость заказа в размере 19659 рублей, а также за возврат товара 610 рублей. В полученной посылке отсутствовала какая-либо информация о товаре, о сроках его возврата в случае ненадлежащего качества, а также не была вложена опись отправленного товара. Потребитель в течение трех месяцев пыталась решить вопрос в досудебном порядке, но ответа на ее претензию не было.

После обращения в мировой суд Ленинского района г. Махачкалы была возвращена полная сумма и расходы по возврату товара обратно.

Решением суда также были удовлетворены исковые требования потребителя о взыскании неустойки в размере 10000 рублей, морального вреда в размере 3000 рублей, штрафа как в его пользу, так и общественной организации, представлявшей его интересы в суде, – по 5250 рублей каждому.

Потребителю в данном случае помог курьер. – Если бы она открыла посылку самостоятельно, доказать, что в посылке было одно кольцо, фактически было бы невозможно, – говорит А. Нажалова.

Таких случаев можно привести немало. Защититься от недобросовестных продавцов или откровенных мошенников при дистанционной торговле можно, следуя нехитрым правилам: остерегаться слишком заманчивых предложений, предварительно изучать информацию о продавце и отзывы о нем.

Но если вы все-таки стали жертвой обмана, сразу обращайтесь за защитой. Это могут быть органы Роспотребнадзора, общественные организации по защите прав потребителей или прямо в суд. Нередко продавцы кормят обещаниями исправить ситуацию. Таким образом они только выигрывают время в свою пользу. Было немало примеров, когда в случае несвоевременного обращения оказывалось, что юридического лица, оказавшего некачественную услугу, уже не существует.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»