Понимание есть – результатов нет
Вчера, 23 ноября, исполнился год со дня принятия Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако, как неоднократно отмечали Президент и премьер-министр России, не во всех регионах Закон исполняется на должном уровне. О том, как выполняются требования законодательства об энергосбережении на Северном Кавказе и Юге России, рассказывает исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация энергосбережения и энергоэффективности Северо-Кавказского федерального округа» А. Г. Хлопонин.
Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» вселил гражданам Российской Федерации определенный оптимизм, поскольку установил четкие требования в части эффективного использования энергии. В законе есть конкретные целевые задачи, обозначается персональная ответственность за их выполнение, вводятся в действие энергосервисные контракты. Многие участники энергоаудиторского рынка создали предписываемые Законом саморегулируемые организации в области энергетического обследования в надежде на то, что новый закон об энергосбережении обяжет потребителей энергоресурсов более ответственно подойти к его исполнению и сформирует потребность в услугах, связанных с энергосбережением и повышением энергетической эффективности экономики Российской Федерации.
В то же время из 40 подзаконных актов, которые должны были быть приняты к 1 июня 2010 года и стать основой для реализации закона об энергосбережении, пока принято менее половины. К тому же отсутствие достаточной проработки организационных вопросов и финансового обеспечения значительно затрудняет запуск процессов повышения энергетической эффективности в регионах.
В частности, до 1 августа 2010 года все регионы должны были разработать долгосрочные программы энергетической эффективности и в 2010 году снизить энергопотребление на 3%, а до 2012 года обязаны провести энергетические обследования всех бюджетных организаций, зданий, строений, сооружений. Как показала практика, регионы в массе своей доверились «профессионалам», разработавшим для них шаблонные программы энергоэффективности, не учитывающие ни реальное экономическое положение, ни структуру потребления топливно-энергетических ресурсов в отдельно взятом регионе.
В сложившейся ситуации выравнивание существующего положения ложится на плечи региональных органов власти и саморегулируемые организации в области энергетического обследования, действующие в том или ином регионе.
Однако этим не исчерпывается перечень проблем, с которыми сталкиваются лица, обязанные в соответствии с законом об энергосбережении организовать и провести обязательное энергетическое обследование в предельно сжатые сроки.
Рассмотрим, как сложилась ситуация с исполнением закона об энергосбережении в Северо-Кавказском федеральном округе.
Во-первых, как показала практика, региональные органы власти оказались не готовы к выполнению поставленных задач. И дело здесь не в непонимании важности закона. Весь год Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация энергосбережения и энергоэффективности Северо-Кавказского федерального округа» (НП «СРО ЭЭ СКФО») проводило активную политику по популяризации закона об энергосбережении, которая дала результаты в виде заключенных соглашений о взаимодействии и сотрудничестве с региональными и муниципальными органами законодательной и исполнительной власти, региональными отделениями ВПП «Единая Россия», центрами энергосбережения и энергоэффективности, ассоциацией «Северный Кавказ». Однако в рамках существующих административных структур со стороны региональных органов власти некому заниматься этой работой. Не было таких задач, нет и людей, способных решать их квалифицированно. В частности, в одном из регионов Северного Кавказа в сентябре была создана государственная организация в форме центра энергосбережения, которая до сих пор не имеет штата сотрудников.
Во-вторых, в Северо-Кавказском федеральном округе исполнение требований закона об энергосбережении продвигается «со скрипом» ввиду отсутствия четкого финансового механизма его реализации. Госпрограмма, предусматривающая государственное софинансирование мероприятий по энергоэффективности, и обещанные законом фискальные стимулы для компаний и регионов так и не увидели свет, а региональные бюджетные организации до сих пор не могут определиться, по какой статье следует проводить расходы по организации и проведению энергетических обследований. В результате во многих муниципальных образованиях Северного Кавказа были приняты бюджеты на 2011 год с минимальными, а то и нулевыми затратами на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. И это при полном понимании властей необходимости приоритетного выделения финансирования на проведение энергетических обследований и разработку муниципальных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Чуть лучше дело обстоит с организациями и предприятиями, напрямую финансируемыми из федерального бюджета. Здесь есть четкие предписания, которые руководители на местах вынуждены выполнять. И выполняют незамедлительно, располагая целевыми средствами. Таким образом, за год действия закона об энергосбережении на Северном Кавказе оказались обследованными лишь те организации и предприятия, которые финансируются напрямую из федерального бюджета.
В сложившейся нелегкой ситуации возникает вопрос: как за два оставшихся года провести квалифицированные энергетические обследования в тысячах бюджетных организаций? А ведь помимо организаций, финансируемых из бюджетов, закон требует провести обязательное энергетическое обследование в жилищном фонде, в энергоснабжающих организациях, на промышленных предприятиях.
Для разрешения существующих проблем в области проведения энергетических обследований в Северо-Кавказском федеральном округе Советом НП «СРО ЭЭ СКФО» было принято решение о вовлечении в энергоаудиторскую деятельность самих объектов энергетического обследования. Так, в настоящее время идет работа по повышению квалификации специалистов Северо-Кавказских энергоснабжающих организаций, энергетиков промышленных предприятий, управляющих компаний и муниципальных комитетов ЖКХ с целью организации эффективного и своевременного исполнения требований Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».