Сетевое издание «Дагестанская правда»

10:00 | 27 января, Ср

Махачкала

Weather Icon

Порт смотрит в будущее

A- A+

Завтра работники ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» будут отмечать свой профессиональный праздник - День работников морского и речного флота.

В  1841 году на побережье Каспия было заложено Петровское укрепление-порт, через которое удобным водным путем с Волги шло снабжение кавказских войск. В 1852 году уже существовало два рейда на расстоянии двух километров от берега: казенный – для судов с военными грузами и коммерческий – для судов с купеческими товарами. Этими рейсами были заняты до 60 парусных судов, и с каждым годом число их возрастало. В 1859 году в Петровск с товаром прибыло уже более 400 судов. Требовалось строительство искусственной гавани.

Махачкалинский морской торговый порт – единственный незамерзающий порт России на Каспийском море, ведет свою историю с 1870 года. Сегодня ФГУП «ММТП» представляет собой современное, технически оснащенное предприятие Южного федерального округа и является стратегически важным связующим звеном транспортной системы Юга России с государствами Средней Азии, Ираном, Закавказьем и другими странами Каспийского региона. Привлекательность порта обусловлена тем, что он является одним из основных составляющих крупного транспортного узла на южных рубежах России, в который входят Махачкалинское отделение Северо-Кавказской железной дороги, самая крупная на Северном Кавказе Махачкалинская нефтебаза, располагающая мощным нефтяным терминалом, соединенным с магистральным нефтетрубопроводом Баку-Новороссийск.

Сегодня Махачкалинский порт – это более 40 гектаров территории сухогрузного грузового района. Причалы генеральных грузов, расположенные в сухогрузной гавани, оснащены перегрузочной техникой, имеют подъездные и выставочные железнодорожные пути, обеспечивающие погрузо-разгрузочные работы. В 1998 году введен в эксплуатацию причал для приема парома для перевозки автомобилей и контейнеров общей грузоподъемностью до 1,6 млн. тонн в год, обеспечивающего линию Россия-Иран.

В 2002 году построена первая очередь железнодорожной паромной переправы пропускной способностью более 20 тысяч вагонов в год для обеспечения прямого железнодорожного сообщения с портами Казахстана, Азербайджана, Туркмении и в перспективе с портами Ирана (Амир-Абад, Энзели).

В 2004 году введены в эксплуатацию три новых причала суммарной производительностью 3,5 млн. тонн в год, оборудованных современной перегрузочной техникой, складскими площадями открытого и закрытого типов хранения, а также зерновой терминал производительностью до 1 млн. тонн зерна в год. Полным ходом идет реконструкция нефтеналивного района. Здесь построены два новых современных нефтепирса, завершена реконструкция волнолома, продолжается восстановление еще одного нефтеналивного причала.

В настоящее время нефтеналивной район порта включает пять специализированных причалов, способных обрабатывать одновременно до пяти танкеров. К нефтегавани примыкает территория нефтебазы емкостью единовременного хранения порядка 500 тысяч кубических метров нефтепродуктов и железнодорожными наливными эстакадами, способными одновременно обрабатывать более 260 железнодорожных цистерн. Стабильный рост объемов нефтедобычи в Каспийском регионе, формирование грузопотоков в рамках транснационального коридора «Север-Юг» диктуют необходимость строительства дополнительных перегрузочных сооружений.

Махачкалинский морской торговый порт активно развивает судоходное, судоремонтное и судостроительное производство. В его управлении находится 18 единиц транспортного флота, два новых специализированных буксира и, кроме того, имеется дноуглубительный флот для расширения и углубления акватории у причалов. В грузовом районе продолжается образование новых территорий и строительство трех новых причалов. Общая протяженность причальной линии должна составить 440 м, а территория порта уже увеличена более чем в два раза и составляет более 40 гектаров.

В настоящее время в порту возможно перерабатывать практически все виды грузов: нефть и нефтепродукты, металл, древесину, бумагу, сжиженный газ, зерновые, химические продукты и др. В пункте пропуска через государственную границу «Махачкала — морской порт» осуществляются все необходимые виды контроля: таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, а также контроль за осуществлением международных автомобильных перевозок. В их оснащение и дооборудование вложены значительные средства.

Для обеспечения безопасности судоходства в зоне ответственности Махачкалинского морского торгового порта созданы и введены в эксплуатацию Система управления движением судов (СУДС) и морские районы А1 и А2 Глобальной морской системы спутниковой связи (ГМССБ). Это стало значительным шагом на пути к признанию Махачкалинского морского торгового порта Международной организацией безопасности мореплавания. Изменения, происходящие в порту, действительно впечатляют.

«Сегодня это практически полностью обновленное, современное и высокотехнологичное предприятие с большим будущим, — говорит генеральный директор ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» Абусупьян Хархаров. – За прошедшие годы нам удалось значительно увеличить грузооборот порта, и до 2010 года предполагаем выйти на уровень 12-15 миллионов тонн грузов в год. Мы также планируем начать строительство выносной платформы на расстояние 12 км от берега и подводного нефтепровода на глубине 16 м для перевалки нефти на крупнотоннажные танкеры дедвейтом свыше 60 тысяч тонн.

В соответствии с государственной программой, утвержденной Президентом Российской Федерации, порт проводит реконструкцию береговых и причальных сооружений, что позволит увеличить перегрузочные мощности порта до 850 тыс. тонн в год по генеральным грузам и до 7,9 млн. тонн в год по наливным. Конечно, на работу нашего порта сказался и мировой финансово-экономический кризис, из-за чего объемы производства у нас сократились сейчас более чем наполовину. Но на сокращение персонала порта мы не пошли.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»