Проект «Евразия»: новое дыхание
Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, подписанная этим летом руководителями пяти государств, расположенных на его побережье, способна придать существенную динамику воплощению в жизнь идеи формирования международного транспортного коридора «Север – Юг». Дагестан в этом проекте не последний игрок.
Признаки того, что практические шаги для реализации стратегического партнерства России со странами Прикаспийского региона ныне реализуются активно, видны по темпам строительства дорог в Дагестане. Однако данный проект предполагает не только качественные дороги, это еще и модернизация Махачкалинского морского международного торгового порта, новый порт в Каспийске, модернизация железнодорожных транспортных сообщений, воздушной гавани столицы, в том числе возведение на пути «Север – Юг» центров логистики и др.
Мы уже писали, что только на строительство двух объездных дорог вокруг Хасавюрта и Дербента Федеральный центр потратит порядка 50 миллиардов рублей; обустраиваются и дороги к таможенным терминалам на границе с Азербайджаном, через которые, по всей вероятности, уже в ближайшей перспективе значительно увеличится товарооборот с приграничными государствами и Китаем.
К тому же одобренная Правительством РФ концепция создания Каспийского транспортного хаба (в частности, в привлечении дополнительных грузопотоков в порты Прикаспийского региона) и подкрепленная федеральными средствами открывает новые перспективы экономического развития Дагестана. Если раньше о геоэкономических преимуществах республики лишь говорили и до воплощения реальных проектов не доходило, то сегодня картина иная. Международный транспортный коридор «Север –Юг» сейчас находится в активной фазе своей реализации.
Определение конвенцией правового статуса Каспийского моря как внутреннего водоема пяти стран открывает все возможности для реализации еще одного глобального проекта — строительства канала «Евразия», заявляет ряд известных экспертов Дагестана (канал соединит Каспийское и Чёрное море через Азовское).
В частности, кандидат экономических наук, профессор, член Международного союза экономистов и Русского географического общества Алклыч Алклычев обращает внимание на экономическую целесообразность строительства канала и большую заинтересованность в этом наших партнеров из Казахстана, Ирана и Азербайджана.
— В этом регионе проживают порядка 500 миллионов человек, — отмечает он, — и эта колоссальная цифра может стать базовым ресурсом для активизации всего комплекса экономической деятельности в регионе. Дагестану это, помимо роста объемов торговли, развития транспортной и сопутствующей инфраструктуры, сулит также развитие сферы туризма.
Гаджи Гаджиев — генеральный директор отделения Фонда Байбакова по Северо-Кавказскому федерального округу, утверждает, что реанимацией проекта «Евразия» (а идея строительства канала ведёт свою историю со времен Петра I) в новой России занялись в конце девяностых, когда Президентом страны стал Владимир Путин. Первая практическая попытка его строительства была предпринята по решению Сталина в 1936 году. Тогда были вырыты котлованы и залиты пресной водой по дну озера, они должны были обеспечить водяные пробки между Каспием и Черным морем, но по причине продолжительной войны проект был законсервирован в 1944 году.
Гаджи Гаджиев считает, что для реализации проекта «Евразия» в сегодняшних условиях необходима политическая воля нынешнего руководства республики. Все предпосылки для этого есть, а деньги найдутся.
— Нам нужны прорывные проекты, обеспечивающие максимальный уровень вовлеченности в них дагестанского предпринимательства, — заявляет он. — У нас есть четыре инфраструктурных проекта, так или иначе связанных с транспортным коридором, в их числе и строительство канала «Евразия». По нему подписаны соглашения с инвесторами. Речь идет о концессионных соглашениях евростандарта, под которые готовы вложиться европейские предприниматели, — говорит Г. Гаджиев.
Это, безусловно, прорывные проекты, способные обеспечить порядка 150 тысяч рабочих мест на Юге России. Фондом Байбакова, гидростроителями, Гильдией строителей СКФО разработана концепция портово-причального комплекса в степи. Прорыть канал предполагается шириной в 80 метров с расширениями для проходов судов. На его протяжении будут сформированы кластеры по переработке углеводородов, НПЗ, других объектов экономики.
В целом, по оценке экспертов, этот канал может обеспечить до 70 процентов экспорта Северо-Кавказского федерального округа, то есть наша республика и субъекты Юга России получат возможность непосредственного выхода на европейские рынки со своими товарами и сельскохозяйственной продукцией. Это внесет значительный вклад в развитие дагестанской экономики.