Купить PDF-версию
22:25 | 08 сентября, Вс
Махачкала
X
09:39 21.05.2019

Рано хоронить

Демократия и вседозволенность – разные по природе понятия, схожие по факту: говорю, что хочу, потому что мне позволено. Это своего рода девиз пользователей соцсетей: не тех, кто занимается безобидной перепиской с друзьями и бывшими однокурсниками, а людей из категории «я все могу», «я все сумею». Аналог диванных болельщиков, уверенных, что на игровом поле все идет из рук вон плохо по причине их отсутствия на нем. Они замечают малейшую ошибку, готовы дать дельные рекомендации, чтобы сделать команду чемпионом. И совсем неважно, что единственное, что связывает их со спортом, – специализированный магазин, расположенный в квартале от дома.

Тысячи великих стратегов остаются несправедливо невостребованными по одной простой причине – о них не знают. Стало быть, стоит задача: заработать имя, и желательно на сложностях. Мало беспокоит, в соседстве с какими словами его будут произносить, лишь бы на слуху было. Только вот заработок и работа – тоже понятия разнозначные. Можно зарабатывать на подписчиках, сидя перед компьютером, выискивая повод для негатива и считая себя великим всезнайкой, а можно вставать каждое утро за токарный станок и еле волочить ноги домой к вечеру. Второе – работа. Первое – заработок. Платят ли с таких заработков налоги? Не возьмусь утверждать.

Другое знаю точно: негатив и кипеж – самый популярный товар. Перекупщики в Сети в очередь становятся, лишь бы первыми, лишь бы подороже, лишь бы в каждый широко разинутый клювик, да поглубже, поглубже, чтобы народ-птенец не схавал, а подавился, выплюнул и с другими поделился.

И вот сейчас у блогеров в качестве востребованного червячка – дагестанская экономика, точнее, бизнес, страдающий от мероприятий по его легализации.

Своего рода шокотерапия, примененная к предпринимательству, стала поводом для очередного охаивания всего и вся, что связано с попытками властей навести порядок в республике. В ходу совершенно абсурдные формы претензий, предъявляемых людьми, считающими себя гуру в области экономического развития и знающими, как им представляется, все его тонкости и проблемные точки. И Дагестан несёт в тартарары только потому, что не они рулят в здании на ул. Ленина, 1, которое зовут Белым домом.

Как посмели Васильев со Здуновым напомнить местному бизнесу, что такое налоги?! Поставить крест на исконных традициях дагестанского предпринимательства, основанного на «братских» отношениях с властью, правоохранительными и фискальными органами? Как смеет нынешнее руководство прикрываться строительством детских садов, школ и больниц, аргументируя необходимость уплаты налогов? Да еще оказалось, что кредиты – это такая банковская хитрость: сначала тебе говорят, что деньги дарят, а уже через месяц выясняется, что их не только придется вернуть, но и проценты выплатить. Как следствие такой собственной безграмотности – банкротство, тоже доселе малоизведанная штука.

Называть необходимость уплаты налогов «прессингом» – все равно что сравнивать прием пищи с пытками. Говорить о банкротстве предприятий и связывать это с наведением Васильевым и Здуновым порядка по меньшей мере неграмотно

В итоге дагестанское предпринимательство настроено развивать суицидальные порывы, популяция бизнесменов резко сокращается, Красная книга по ним плачет. Выйдя из «тени» на припекающее майское солнце, они мигрируют в более сговорчивые регионы с менее требовательным экономическим климатом. Туда, где не закопают живьем в банкротской яме, закидав уведомлениями о налогах и кредиторских задолженностях… Беспредел, одним словом. Вот блогеры и бьют тревогу.

Что тут скажешь? Называть необходимость уплаты налогов «прессингом» – все равно что сравнивать прием пищи с незапланированными пытками. Говорить о банкротстве предприятий и связывать это с наведением Васильевым и Здуновым порядка по меньшей мере неграмотно. Процедура банкротства длится не один год. А учитывая количество подобных дел в судах республики, с легкостью может затянуться и на два-три года. То есть большинство обанкротившихся бизнесменов и предприятий стали таковыми не в одночасье, а задолго до того, как их накрыл «прессинг» нынешней дагестанской власти. Давайте ее обвиним еще и в провале «Дагагрокомплекса» и «Мараби» – так она будет куда негативнее выглядеть, хотя ни к созданию, ни к деятельности, ни к банкротству этих предприятий Васильев со Здуновым отношения не имели. Пусть будут виноваты. Пипл схавает.

Не проблема ли самого предпринимательства та маленькая неурядица, что принципы ведения бизнеса и коррупционные схемы, действовавшие раньше, стали выявлять и пресекать? Сказалось ли это на общем состоянии экономики и положении дел в социуме? Нет, да и не могло. Десятки лет застоя и куначества создали все условия для дальнейшего упадка. Задача – не повернуть процесс вспять, а приостановить его. Задача на долгосрочную перспективу, внушительный отрезок времени, в течение которого, как оказалось, придется бороться с убежденностью, что не платить налоги, не выплачивать проценты по кредиту – это нормально.

Потому и разрабатывается соответствующая стратегия, рассчитанная на реализацию мероприятий, результат которых будет заметен нескоро. Предстоит не только реанимировать промышленность, производство собственной продукции, но и наладить ее сбыт, а где-то и хранение, что так необходимо агропрому республики. Предстоит наладить тесные контакты с инвесторами, создать новые рабочие места, легализовать все еще прячущийся в «тени» бизнес.

Но на иных блогеров-«знатоков» в Агентстве по предпринимательству и инвестициям Дагестана не в обиде. Как пояснили «ДП» в ведомстве, реестр субъектов МСП ведется с 01.08.2016 г., и на тот момент показатели составляли 29 730 МСП, 24 869 из которых – ИП. На 10.05.2019 г., по данным портала ФНС (ofd.nalog.ru), зарегистрировано 36 492 субъекта малого бизнеса, в том числе 29 593 ИП, что наглядно демонстрирует увеличение количества предпринимателей вопреки мнению виртуальных экономистов.

Комментируя нашему изданию вбросы подобных блогеров в соцсети, истерично заявляющих о поголовном сокращении количества предпринимателей в Дагестане, врио руководителя Агентства Гаджи Гасанов говорит, что неравнодушие к тематике малого и среднего предпринимательства только радует: это позволяет публично обсудить проблемы данного сектора, особенно в свете предстоящей Недели предпринимательства в республике.

– Цифры в блогах не структурированы, накиданы из разных периодов и разных источников, мы же опираемся на официальные данные портала Налоговой службы. И они демонстрируют совершенно иную картину. Тем не менее в части динамики количества ИП следует отметить, что большинство предпринимателей ранее регистрировалось непосредственно для получения грантов, а затем благополучно замораживали свою деятельность. Со сменой порядка начисления и уплаты страховых взносов для ИП стало невыгодно просто держать их нулевыми в ожидании грантовых потоков, и массовое закрытие подобных «пустышек» объясняется именно этим.

То есть тот факт пикового падения количества предпринимателей, сменившийся трендом на медленное наращивание количества действительно ведущих хозяйственную деятельность, имел место быть, но с интерпретацией его причин совершенно не согласен. Это не борьба с малым бизнесом, а борьба с «теневыми» субъектами, которым в нечестной борьбе проигрывали настоящие предприниматели.

Что касается проблем – да, мы свидетели того, как тяжело бизнес-сообщество переходит на рельсы «белого» предпринимательства. В силу разных причин сложилась атмосфера недоверия между бизнесом и властью, и именно власть первой начала открываться, требуя того же в ответ. Меры финансовой и имущественной поддержки, вопросы оптимизации взаимодействия с Налоговой службой, борьба с откатными схемами предоставления грантов и кредитов – это сегодняшняя повестка дня. Но, извините, без налогового контроля и следования единым правилам бизнес-поведения невозможно запустить весь механизм государственной поддержки малого предпринимательства.

… Как оказалось, неплохо бы проект «100 школ» переименовать, дополнив еще одной – Школой экономики для пользователей соцсетей. Просто некоторым из них нужно знать, что 36 492 немного больше, чем 29 730 – это количество субъектов МСП в 2019 и 2016 годах соответственно. Говорить о том, что представителей малого бизнеса в республике становится меньше из года в год, выдавая желаемое за действительное… Неразумно, так скажем.

Статьи из «Экономика»

После ремонта – комфорт

3
Мы много говорим о ремонте социальных объектов – школ, детских садов, поликлиник, учреждений...

Эскроу-счета: панацея или практичный подход

21
В Дагестане, как и по всей стране, ведётся...

Дебет с кредитом, или Как добиться финансовой стабильности

4
В бытность СССР людей, умеющих делать деньги, не просто недолюбливали, их преследовали законом,...

Инфляция и рынок недвижимости Дагестана

11
Инфляция в стране продолжает расти, хотя и...

Лето – всё. И слава богу!

14
Да простят меня любители пламенного солнца, но есть люди, для которых три месяца в году –...

Ветроэнергетика на экспорт

65
После знаменательного запуска в 2022 году Южно-Сухокумской солнечной электростанции и...

Решения на месте

5
Министр сельского хозяйства и продовольствия РД Мухтарбий Аджеков провел прием граждан в Кизлярском районе. Выслушали обратившихся также заместитель министра...

Быть садам в горах!

5
Обширные горные массивы орнаментированы длинными цепями хребтов и их заоблачными высотами....

Дороги в будущее

159
Для гостей Дагестана, предпочитающих автомобильные путешествия, знакомство с нашей...

Цифровые услуги: удобнее и комфортнее 

2
Цифровизация стала ключевым трендом и драйвером роста, под влиянием которой выстраивается новая структура экономики...

На передовой агропрома

72
В дань уважения специалистам одной из важнейших сфер человеческой деятельности 31 августа в...

От истоков до современных технологий

35
Традиционно День работников нефтяной и газовой...

12 часов назад