Купить PDF-версию
19:40 | 16 апреля, Вт
Махачкала
X
08:12 23.06.2020

Рубеж обороны

Али Алиев
Выпуск - 2020 №131-132
28

Несмотря на то, что немцы потерпели сокрушительное поражение под Сталинградом, продвижение их войск в южном направлении, на Северный Кавказ, могло создать реальную опасность и перекрыть стратегически важную артерию – поступление бакинской нефти, а также отсечь Кавказ от Советского Союза. Поэтому в то время стали срочно, мобилизуя в основном местное население, строить оборонительные сооружения, противотанковые каналы, укрепления в северной и равнинной частях Дагестана.

Особенно важным и масштабным было противотанковое оборонительное сооружение «Терский канал». В трудовую армию в то время были призваны тысячи дагестанцев. Этот канал послужил надёжным заслоном против немецких танков и другой техники.

По воспоминаниям очевидцев, на левом берегу канала находилось несколько немецких танков, застрявших в глубокой грязи, брошенных немцами, на земле валялось много отстрелянных гильз, патронов, пробитых пулями немецких касок.

О том, в каких условиях дагестанцы рыли Терский канал, рассказывает участница трудового фронта Абидат Мусалаева, 1928 года рождения:

— Мне было 13 лет, когда по пути в школу меня остановил председатель сельисполкома, ехавший навстречу верхом на лошади. Он велел мне не ходить пока в школу, а отправляться на рытьё канала (многокилометровый противотанковый Терский канал, который был начат осенью 1941 года и завершён через три месяца в начале 1942 года. – Авт.). Вот так я попала вместе с другими односельчанами на строительство этого канала. Помню некоторых из них – Марзи, Зулайхат, Гаджи Чегуев и другие.

Было очень трудно, страшный холод, снег. Посреди барака по всей длине была вырыта канава, выкопанная земля была раскидана слева и справа, на неё набросали солому и там спали, с одной стороны канавы — мужчины, с другой — женщины. В этой же канаве разводили огонь, чтобы испечь кукурузный хлеб – халтаму, каждый готовил её себе сам из выданной нам кукурузной муки. На огонь ставили лопатку и на ней пекли хлеб.

На работу утром будили затемно. Всех строили и проверяли, не остался ли кто-либо спящим. Однажды во время такой проверки нашли лежащего человека по имени Сайди, он был моим родственником. Его взяли за ноги, потащили наружу и пнули ногой. Потом только поняли, что он умер.

Много народу было кругом. Разделившись на участки, одни из нас копали землю, другие вытаскивали её на носилках. Сапог не было, у меня были старые калоши. Ели только халтаму, другой еды не было. Землю приходилось таскать наверх и там высыпать. Сколько земли там выкопали, сколько перетаскали, это представить невозможно. Многие наши односельчане — женщины, старики, подростки — там работали. Я была среди тех, кто оставался там до окончания работ.

После Терского канала меня отправили работать на оборонительное сооружение возле станции Шамхал. Тогда уже было тёплое время. Там умерла моя односельчанка Саадат Абдулатипова. Говорили, что в овраг, из которого текла вода, выбрасывали дохлых лошадей, от этого заболело немало людей. Умер и другой мой односельчанин по имени Исмаил. Помню, там были наши односельчане Узун Курахмаев и женщина по имени Халимат… В Шамхале я работала около месяца.

Когда я работала на Терском канале, запомнилась шокирующая картина: головы, одежда женщин были белыми от вшей. Мужчины ещё могли снимать верхнюю одежду и стряхивать её, а женщинам среди людей так поступать было неудобно. Белый снег становился темнее от вшей, падавших при встряхивании одежды.

Нас женщин было четверо, когда мы возвращались домой после окончания работ на канале. Когда наконец дошли до соседнего села, женщины разошлись по своим знакомым, чтобы чуток отдохнуть. Я же постыдилась, столько вшей было поверх одежды… Наши пути разошлись, и мне пришлось идти одной ночью по лесу по едва заметной от свежевыпавшего снега дороге, чтобы добраться до Алмака. Голодная, я еле шагала к своему селу. Как же я обрадовалась первому встретившемуся в пути человеку на опушке леса, тогда как он насторожился, подумав, что перед ним посреди тёмной ночи какое-то привидение. Это был сельчанин по имени Адильхан. Наконец он узнал меня, угостил куском хлеба, пригласил к себе домой, сказав, у него дома такие же дочки, как я. Оказалось, что я дошла до перепутья и могла заблудиться и замёрзнуть в лесу. Я поблагодарила его и далее пошла по указанному им пути. Сейчас думаю, что этот человек был ниспослан Всевышним, чтобы спасти меня. А ведь задержись он на некоторое время или окажись в этом месте чуть раньше, я потерялась бы в лесу. Благодарная этому человеку, я всю жизнь поддерживала связь с дочерьми Адильхана.

Статьи из «Экономика»

ГЖИ мониторит ситуацию

3
Проект «День собственника» инициирован для того, чтобы в очередной раз напомнить всем...

Есть и обувь, и текстиль

3
Порядка 40 предпринимателей и компаний текстильной, обувной и легкой промышленности вошли в Ассоциацию текстильщиков России (АТР), создав ее дагестанское...

Помощь не бывает излишней. Раз в пять лет МСП могут взять кредитные каникулы

25
Сегодня в стране мер поддержки предпринимательства действует много. А после...

В Махачкале прошла ярмарка трудоустройства

22
Как найти работу? С чего начать? Эти и другие...

Реальные кадры

219
В современном быстроменяющемся мире наличие компетентных и профессионально подготовленных...

Из жизни дагестанской лозы

124
В последние годы отрасль виноградарства Дагестана заметно оживилась. Растущая год от года...

Первые в Дагестане

3
Дирекция по реализации инфраструктурных программ внедрила Информационную систему управления проектами, сообщили в Минстрое республики. Мониторинг на всех...