Сборы будут расти
В понедельник, 7 сентября, в офисе «Газпром Транзгаз Махачкала» прошло совещание с участием заместителя Председателя Правительства РД Магомеда Исаева, Главного федерального инспектора по РД Василия Колесникова, генерального директора ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» Аркадия Деревянко, вице-президента АБ «Россия», директора департамента прикладных технологий Ивана Лапушкина и других.
Целью совещания было определение основных направлений сотрудничества Правительства Дагестана, ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» и АБ «Россия».
В ходе встречи обсуждены три основных вопроса, и первым был вопрос учета потребляемого газа в Махачкале. По словам Аркадия Деревянко, в отличие от других населенных пунктов республики и страны, в Махачкале весьма низкий (58%) процент оплаты за газ в соответствии с показаниями приборов учета, что в свою очередь является одним из факторов для последующей разбалансировки газа в сети.
Кроме того, отметил Деревянко, те счетчики, которые уже установлены махачкалинцами, в большинстве своем не позволяют рассчитывать на получение достоверных данных о потребленном количестве газа.
«Не секрет, что наши «умельцы» давно научились напылять на диск этого счетчика металл либо оборачивать его фольгой, что в итоге позволяет замедлять его вращение путем установки на прибор специального мощного магнита, который можно легко найти в свободной продаже. Открыто продаются на махачкалинских рынках и «заряженные» подобным образом счетчики. Все это приводит к разбалансировке газа в сети и соответственно к потерям», — отметил Деревянко, посетовавший, что на руку махинаторам играет и отсутствие счетчиков с телеметрией.
«Нами экспериментально были заменены все счетчики в городе Хасанья в Кабардино-Балкарии, где мы установили свыше 1600 телеметрических счетчиков, которые в режиме онлайн позволяют не только контролировать расход газа населением, но и своевременно узнавать даже о попытках вмешательства в конструкцию этих приборов. Надо отметить, что после их установки собираемость оплаты за газ составила 97 процентов, а пресловутый разбаланс газа не превысил трех процентов, то есть оказался ниже среднестатистических нормативов», — подчеркнул Деревянко.
Если показания прибора учета не были учтены абонентской службой в течение месяца с последней оплаты, то наши специалисты имеют право начислить такому абоненту оплату не по счетчику, а по нормативу
Говоря о ситуации в Махачкале, гендиректор отметил и такой фактор: ввиду особенностей законодательства инспекторы нашей службы на местах получили довольно широкие права, которые ими порой трактуются весьма вольно, что приводит к новым потерям газа и недовольству населения. Так, согласно закону в случае, если показания прибора учета не были учтены абонентской службой в течение месяца с последней оплаты, то наши специалисты имеют право начислить такому абоненту оплату не по счетчику, а по нормативу. Естественно, это порой вызывает недовольство людей, однако решить эту проблему в одночасье невозможно, так как в Махачкале изначально не предусмотрена система электронного учета потребления, да и существующая схема несовершенна.
Решать эту проблему в компании намерены поэтапно, для начала надо разобраться с потреблением газа во всей Махачкале. Известно, что сегодня столица республики потребляет газ, подаваемый с семи газораспределительных станций, еще в четырех направлениях осуществляется транзит газа из Махачкалы. Установка на этих узлах приборов учета позволит понять объем потребления в городе и в дальнейшем переключиться на работу с крупными потребителями, такими как предприятия, ведомства, управляющие компании, отметил Аркадий Деревянко.
Работая с потребителем, мы рассчитываем на сотрудничество в первую очередь с управляющими компаниями и ТСЖ, что скорее всего будет осуществляться установкой прибора учета на входе в многоквартирный дом, согласно показаниям которого и будут производиться расчеты. Распределение платежей за потребленный газ внутри дома должна будет взять на себя сама управляющая компания.
Затем Аркадий Деревянко передал слово вице-президенту, заместителю АБ «Россия» Ивану Лапушкину, который рассказал о планах внедрения в республике системы моментальных платежей «Смородина», которая позволяет автоматизировать и упростить сбор платежей за все виды коммунальных услуг – от газа и электричества до Интернета и телефонной связи. Данная система уже восемь лет успешно работает в нескольких регионах страны и зарекомендовала себя как простой и надежный финансовый инструмент, внедрение которого в республике предполагается осуществить с привлечением в качестве «опорного агента» коммерческого банка «Кредитинвест».
Далее встреча прошла в формате беседы, в рамках которой его участники смогли задать интересующие их вопросы. Обсуждались стратегия развития агентурной сети, вопросы тарифной политики, мероприятия по оснащению абонентов – физических лиц приборами учета газа с телеметрией и другие.